Негативное восприятие введения НДС связаны с недостатками решения, принятого в переходный период, считает налоговый консультант Татьяна Шалунова.

Переход большого количества предприятий на НДС должен был дать дополнительный стимул для развития предпринимательства и деловой активности, но некоторые факторы негативно влияют на реализацию налоговой реформы и ухудшают бизнес-климат страны. О том, как это исправить, эксперт пишет специально для Spot.

Татьяна Шалунова

Директор бизнес-школы Profi Training, налоговый консультант

В настоящее время подвергается критике действующий механизм исчисления НДС, что является, по многим высказываниям, одной из основных проблем, мешающих реализации налоговой реформы.

В частности, приводятся аргументы, что несмотря на то, что с начала года число плательщиков НДС возросло в пять раз, из-за отсутствия эффективных и простых механизмов подсчета НДС 9 тысяч (34,6%) из 26 тысяч, перешедших на уплату общеустановленных налогов, не смогли представить налоговую отчетность.

Разрешите не согласиться с приводимыми аргументами. Действующий механизм как исчисления, так и уплаты НДС, в частности введение порогового значения для уплаты НДС, соответствует международной практике применения НДС, и аналогичный порядок действует во всех странах, которые ввели НДС.

Сложившаяся ситуация с недопоступлением в бюджет НДС зависит не от механизма его исчисления, а от непродуманного решения, принятого в переходный период. В качестве примера приведу следующие факторы:

1. Упрощенный НДС всё усложнил

Введение упрощенного НДС (в обиходе — УНДС), который, по заявленному мнению, введен для адаптации налогоплательщиков и простоты исчисления НДС, не оправдал себя на практике. Введение дифференцированных ставок не упростило, а наоборот, усложнило механизм исчисления НДС.

Многопрофильные предприятия должны вести раздельный учет по каждому из видов деятельности, по которым предусмотрены разные ставки (как это практиковалось по критикуемому ЕНП). При данной системе уплаты УНДС до настоящего времени не отработан порядок исчисления налога по прочим доходам.

Официальные разъяснения Министерства финансов и Государственного налогового комитета по данному вопросу противоречат механизму, предусмотренному в налоговой отчетности по данному платежу, зарегистрированной Министерством юстиции.

Однако Минюст никаких предписаний по данным разъяснениям не выносит. Например, в расчете налоговой отчетности предусмотрено, что по прочим доходам применяется ставка основного вида деятельности, а по разъяснениям Минфина и ГНК — наибольшая из применяемых ставок.

Что в этих случаях делать налогоплательщику? По какому документу будет определяться его мера ответственности?

2. Льготы одним увеличивают нагрузку на других

Широко распространившаяся практика предоставления льгот в разрыв той самой цепочки создания добавленной стоимости приводит к тому, что плательщик НДС, покупая сырье или полуфабрикат у неплательщика, платит за себя и за «того парня», который налог не платил. Иначе говоря, поступления в бюджет гарантированы, только взимаются они непропорционально прибыли каждого члена цепочки.

Чтобы избежать возникшей ситуации, нужно либо перестать предоставлять льготы, создавая экономически неэффективные разрывы, либо льготировать полную цепочку — от ее начала до конца.

3. Пострадали лизинговые компании

Серьезные проблемы с НДС возникли у лизинговых компаний в связи с изменением налогооблагаемой базы и порядка исчисления налога. В этих условиях стоимость имущества, передаваемого в лизинг, автоматически увеличилась на 20%, что «замораживает» деятельность многих таких компаний и, соответственно, снижает поступления в бюджет по данному виду деятельности. Решением могло бы стать предоставление льготы таким компаниям.

4. У многих компаний сложилось отрицательное сальдо

Все известные мне предприятия сдали расчеты по НДС в налоговые органы в установленные сроки, то есть представили налоговую отчетность своевременно.

При этом у большого количества предприятий по расчету сложилось отрицательное сальдо (превышение зачета над начисленной суммой на облагаемые обороты), при котором отсутствуют обязательства по уплате налога.

Это обусловлено тем, что при переходе на уплату НДС в соответствии с законодательством предприятиям разрешено принимать к зачету суммы НДС по остаткам товарно-материальных запасов (ТМЗ), включая остатки готовой продукции, с момента перехода.

Но когда этот переход не носил массовый характер (то есть плательщики ЕНП добровольно переходили на уплату НДС), принятие в зачет всей суммы в одноразовом порядке было оправдано.

Однако в переходный период, когда величина остатков ТМЗ составляет значительные суммы, необходимо было принять целесообразное решение о «временном (или равномерном) зачете», то есть исчисленную сумму НДС принимать в зачет в течение текущего налогового периода, например, равными долями в течении 12 календарных месяцев.

Принятие данной меры позволило бы обеспечить планомерные поступления в бюджет при действующем механизме исчисления налога. Возникает вопрос: в чем вина плательщика, если он действует в рамках законодательства?

Проблема усложняется масштабными авансовыми платежами, которые уплачиваются предпринимателями с целью выполнения прогнозных показателей поступлений в бюджет, что не только негативно скажется на поступлениях в последующих отчетных периодах, но и на финансовом состоянии предприятий, о чем уже свидетельствует статистика о закрытии большого количества предприятий. С начала года прекратили свою деятельность 135 тыс. предпринимателей, что на 3% больше, чем в прошлом году.

Перечисленный мною перечень не является закрытым и содержит лишь основные факторы, которые, на мой взгляд, негативно влияют на реализацию налоговой реформы и ухудшают бизнес-климат страны.

Переход большого количества предприятий на НДС должен был дать дополнительный стимул для развития предпринимательства и деловой активности, а по сути теперь выражается в словах «Это НДС во всем виноват!», в повышении цены на пучок петрушки и в закрытии предприятий.

Искренне надеюсь, что разрабатываемая новая редакция Налогового кодекса, который планируется ввести с 1 января 2020 года, учтет все непродуманные моменты текущего переходного периода и создаст благоприятные налоговые условия для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в будущем.

Ранее эксперт по институциональным реформам Ильдус Камилов специально для Spot писал о том, что происходит с бизнесом в Узбекистане после введения НДС и как налоговая реформа повлияет на цены в стране.