Антимонопольный комитет разработал и внедрил методику оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию, сообщили в пресс-службе комитета.

Оценка воздействия проектов и воздействия действующего законодательства на конкуренцию будет проводиться для выявления и устранения случаев, прямо или косвенно ограничивающих конкуренцию на товарных и финансовых рынках, а также разработки рекомендаций и принятия соответствующих мер.

Оценка воздействия на конкуренцию проводится двумя способами: ex-ante — оценка воздействия проектов, и ex-post — оценка воздействия действующего законодательства.

Способ ex-ante — оценка воздействия проектов. Во время нее в комитет в обязательном порядке вносятся на рассмотрение проекты следующего характера:

  • введение новых ограничений, новых видов разрешительных процедур, лицензий либо распространение имеющихся ограничений, разрешительных процедур и лицензионных видов деятельности;
  • введение дополнительных требований или условий для получения документов разрешительного характера либо лицензий, а также требований технического регулирования;
  • введение требований на товарном или финансовом рынках, которые могут повлечь значительные расходы участников рынков;
  • установление льгот по налогам и другим обязательным платежам, иных льгот, гарантий и преференций для участников рынков, а также предоставление отдельным участникам рынков новых эксклюзивных прав;
  • увеличение цен субъектов естественных монополий и других регулируемых цен;
  • изменение условий доступа для потребителей или участников рынков к инфраструктуре и товарам субъектов естественных монополий;
  • наличие действий субъектов естественных монополий на товарных и финансовых рынках, смежных со сферой естественных монополий для участников рынков;
  • процесс создания и реорганизации участников рынков, государственных предприятий и субъектов естественных монополий;
  • наличие государственного участия или действий государственных органов в любых формах на товарных и финансовых рынках;
  • изменение условий доступа участников рынков к любым видам ресурсов, в том числе сырью, материалам, рабочей силе, финансированию.

Заключение комитета должно быть в обязательном порядке рассмотрено разработчиком проекта и предоставлено вместе с проектом в Министерство юстиции, которое учитывает его при проведении правовой экспертизы внесенного проекта.

При внесении проекта в Олий Мажлис, Администрацию Президента и Кабинет Министров в обязательном порядке прилагается заключение Антимонопольного комитета.

Выявление норм, применение которых негативно влияет на развитие конкурентной среды, может рассматриваться как основа для непринятия данного документа.

Порядок проведения оценки воздействия по принципу ex-post предусматривает инвентаризацию по выявлению правонарушений законодательства о конкуренции, которая проводится два раза в год.

По итогам проведенных инвентаризаций и при выявлении противоречий между каким-либо действующим нормативно-правовым актом и нормативными документами о конкуренции комитет вносит соответствующие предложения в Кабинет Министров и Администрацию Президента.