Анастасия Уханова изучала банковское дело в Ташкентском финансовом институте, после выпуска в 2005 году работала экономистом в информационном центре при Министерстве геологии и параллельно писала тексты для интернет-издания Afisha.uz, журнала Snob и газеты «Даракчи». В 2007-м возглавила отдел контента в компании по разработке программного обеспечения Mirada Development Tashkent, а еще через год стала руководителем российского образовательного портала planetashkol.ru.

В бизнес Анастасия пришла, можно сказать, из декрета: в 2010 году, после рождения дочери, увлеклась рукоделием и стала мастерить украшения на дому. Получалось красиво, отзывы были хорошие — она стала участвовать в выставках, завела страницы в соцсетях и в 2014-м решилась открыть магазин бижутерии и аксессуаров Stacy Store, а следом, в том же году, появился магазин сувениров и подарков Granat.

Вскоре предпринимательница захотела попробовать себя в пошиве одежды и в 2016 году открыла магазин и цех по пошиву одежды Be Trendy, а также вместе с мужем Геннадием Ухановым — семейную кофейню Room 5.

Анастасия рассказала Spot, какую ошибку совершила в финансировании своих проектов и почему при выборе ниши не стоит идти на поводу у трендов.

01

Не бойтесь спрашивать

«В Узбекистане вести бизнес опасно» — это миф. Но я, как и многие мои знакомые, тоже так думала раньше. И всё же рискнула.

Начиная свое дело, я многого не знала о том, как нужно вести бизнес, как работает наша банковская система, налоговая служба. Я не боялась идти непосредственно к представителям этих структур и задавать вопросы. Всегда отношусь к ним доброжелательно, они всё подробно рассказывают.

Также я иногда обращаюсь за советами к знакомым, у которых есть опыт в интересующих меня вопросах. Нужно стараться общаться с как можно большим количеством людей, чтобы получить больше информации. Кто-то делится идеями, кто-то подсказывает, как лучше поступить — и так постепенно, маленькими шажками, я двигаюсь дальше.

Взамен и я всегда открыта к вопросам и готова дать совет. Знакомые часто спрашивают меня, как и что лучше сделать, если хочешь начать свое дело. По правде говоря, я стала определенным стимулом для многих подруг, чему очень рада. Глядя на меня, они начинают верить в свои силы.

02

Не идите на поводу у трендов

Если хочется создать свое дело, нужно делать и пробовать — пусть и не получится сразу, ничего страшного, главное, что ты попытался. Не нужно сразу замахиваться на большое дело, можно начать с малого в той сфере, которая тебя увлекает, и постепенно расти. Выбирать надо не ту нишу, которая сейчас считается самой прибыльной, выгодной или популярной, а ту, к которой лежит душа. Даже если все думают, что это сейчас никому не надо — если ты горишь этим делом, стоит попробовать.

03

Финансировать один проект за счет другого — не всегда хорошая идея

Я еще не брала кредитов на развитие, не одалживала денег на бизнес — с самого начала мы с мужем вкладывали собственные средства, развивались потихоньку, но самостоятельно. Всю полученную прибыль реинвестировали.

Долгое время я финансировала новые компании за счет первой — Stacy Store кормил остальные проекты: прибыль от него уходила на развитие кофейни, на аренду помещения и погашение долгов в Granat, на закупку тканей и оборудования в цех для Be Trendy, на зарплаты сотрудникам. От этого магазин сильно пострадал, если бы я не смешивала финансы разных компаний, Stacy Store сейчас был бы на несколько ступеней выше. Когда я это поняла, стала снова вкладывать в магазин всю полученную прибыль. Я планирую вернуть его на лидирующие позиции среди магазинов бижутерии города и создать небольшую сеть.

04

Смотрите на продукт глазами клиента

Как такового маркетингового плана не строила, действовала интуитивно. В такие моменты ставлю себя на место клиента. Думаю, что было бы интересно мне как клиенту, узнаю мнения родных и друзей — всё это помогает составить представление о потребностях клиента. Я всегда стараюсь держать обратную связь с потенциальным клиентом, знать, что ему нужно, что нравится, что нет.

Персонал я учу, что наша задача — не навязать покупку, а сделать так, чтобы человек ушел от нас в хорошем настроении. Мне лично безумно приятно видеть в городе девушек и женщин в нашей бижутерии, нашей одежде, которую мы сами шили, для которой я сама отбирала ткань и фурнитуру, продумывала фасон. Это невероятно приятно! И верю, что это ценно и для моих сотрудников.

05

Работайте наравне со своим персоналом

Подбирая персонал, в первую очередь стараюсь понять, есть ли у человека внутренний стержень, и, конечно, для меня на первом плане честность. Не люблю людей с «короной» на голове, которые считают, что все вокруг им чем-то обязаны. Все заслуживают одинакового к себе отношения. Я считаю, в первую очередь нужно быть человеком, и того же ожидаю от своей команды. Очень ценю свою репутацию и думаю, мои сотрудникам комфортнее работать с таким работодателем, который в любом случае поддержит.

Также люблю включаться в любой из процессов бизнеса. Так легче понять, где можно что-то улучшить. Процесс доставки, общение с клиентами, закуп, производство, учет и прочее. Сейчас я умею делать всё, что делают сотрудники в моих заведениях — шить, готовить, фотографировать, вести бухгалтерию, заниматься SMM, решать конфликты с самым «капризным» клиентом. Когда вникаешь в процесс, становится понятнее, чем можно помочь сотруднику в его работе, чтобы он шел еще лучше и эффективнее. Всегда стараюсь сделать работу моей команды комфортной.

Самая большая сложность, с которой я до сих пор сталкиваюсь — это поиск хороших управленцев. Это одна из причин, почему мне приходится многое делать самой. Из-за отсутствия квалифицированного менеджера мне пришлось прошлой осенью сдать цех Be Trendy в аренду. Магазин Granat в данный момент находится на передаче управления моим родителям, что я с самого начала и задумывала. После нескольких неприятных инцидентов с партнерами я решила, что лучшие партнеры для меня — мои близкие люди, особенно муж, он мой единомышленник.

06

В какой-то момент вам захочется всё бросить. Найдите в себе силы идти дальше

Многие начинающие предприниматели «закрывают лавочку» при первой же большой трудности. Но не бывает так, чтобы всё шло гладко. Обязательно появляются проблемы: непредвиденные расходы, которые ты мог не предусмотреть, или обстоятельства, о которых ты даже не подозревал, или срабатывает человеческий фактор и тебя подводят люди, в которых ты был уверен. Да много чего еще может случиться.

Представьте: у вас кафе, пришли посетители, а на смену не вышел повар или официант (в начале работы у нас такое случалось пару раз). Кафе у нас небольшое и в смене работают один повар и один официант. И если вдруг кто-то не вышел, это настоящая катастрофа. Или вдруг сломалась плита и вы не можете отдать ни один заказ. Или в один прекрасный день выясняется, что бухгалтер не сдавал последние отчеты и теперь тебе грозит большой штраф. Или вдруг ломается витринный холодильник, забитый десертами, которые придется теперь списать.

Или вроде бы всё хорошо, но однажды получаешь негативный отзыв в «Фейсбуке», и руки начинают опускаться. А если это всё случается ежедневно, то рано или поздно хочется плюнуть на всё и закрыться. Но ты смотришь на своих постоянных гостей, на свою команду и понимаешь, что есть ответственность. И что нужно идти дальше! И в какой-то момент всё начинает налаживаться и оказывается, что всё не так уж страшно.

С магазином всё было значительно легче: там работает меньше людей и почти нет техники, которая может ломаться, как в общепите. Но тоже ежедневные переживания за свое дело и мысли: «Как сделать лучше?», «Что сделать для своего клиента?» Без них никак. И тоже были различные проблемы: и конкуренты, и предательство людей. В частности, из-за нечестных напарников пришлось закрыть Be Trendy и объединить его с уже существующим Stacy Store. Но зато остался организованный цех, который я сдаю и в аренду и получаю пассивный доход. В каждой «ошибке» нужно находить плюсы.

07

Не дайте себе перегореть

Работе надо отдаваться по максимуму, использовать рабочее время по полной. А вот приходя домой, нужно полностью отдаться семье и по возможности отключить телефон — отдохнуть, заняться каким-нибудь хобби.

Был долгий период, когда я работала без выходных. Целый день напряженных переговоров, принятие решений, разрешение конфликтов, постоянные поездки по городу. И даже приходя домой, я продолжала работать, иногда по полночи. Какое-то время я справлялась, но скоро у меня началось эмоциональное выгорание — такое состояние, когда ничего не хочется. К примеру, звонит рядом телефон, а ты не находишь в себе силы даже ответить на звонок… Тогда я забросила все дела и просто отдыхала. Пришлось восстанавливать силы довольно долго. И что интересно: почти все бизнес-процессы шли своим чередом, всё работало и без меня. Это хороший знак, и я была этому удивлена.

После этого я решила, что хотя бы раз в неделю нужно устраивать себе выходной с семьей, близкими или друзьями, желательно на природе. При этом ни о чем не думать — просто отдыхать, гулять, радоваться жизни.

08

Планируйте и записывайте

Идеи и полезные мысли, которые приходят в голову, нужно обязательно сразу записывать, потому что через минуту кто-то или что-то отвлечет — и мысль потеряна. Когда много дел, всегда нужно всё записывать.

Я ежедневно составляю план на следующий день по каждому проекту. В приоритет ставлю действительно важные дела и назначаю время их решения. Менее важные задачи переношу. Я продумываю и рассчитываю каждое действие, использую различные программы-напоминалки, функцию «сохраненные сообщения» в Telegram, веду «Google Календарь» и Wunderlist — всё это помогает помнить о намеченных планах и управлять задачами.

Кстати, о важных делах. В приоритете у меня теперь дела личные и семейные. А потом уже Stacy Store, Room 5, Granat, цех и остальное. Если не поставить личные дела в план, о них можно и забыть, заработавшись. Нужно всегда помнить, для чего и для кого мы работаем. А для меня самое важное — это моя семья и любимые дочки.