Как Spot писал в январе, корпорация из Саудовской Аравии Ajlan & Bros намеревалась производить в Узбекистане готовые текстильные изделия. Тогда делегация компании во главе с генеральным директором Николасом Гилани провела переговоры в ассоциации «Узтекстильпром» и обсудила участие в совместных инвестиционных проектах.

Ранее Spot публиковал впечатления Гилани о бизнес-среде Узбекистана, а также мысли о местных перспективах и проблемах, записанные после его первого визита в страну.

Ajlan & Bros, основанная в 1979 году, — один из ведущих международных производителей готовых текстильных изделий. Корпорация с общим капиталом $2,2 млрд сотрудничает с более 10 мировыми брендами, включая Ferrari, Maserati, Aston Martin, Puma, Nike, Adidas, Reebok.

До этого, в июне 2018 года, Spot писал, что компания также намеревалась вложить $2 млрд в завод по переработке хлопка-сырца и шелка. Тогда же председатель правления компании Ажлан Мухаммед Абдулазиз сообщал, что компания заинтересована и в финансировании других сфер, например, строительства отелей и развития туризма в Андижанском регионе.

О том, с какими вызовами сталкиваются иностранные инвесторы при ведении бизнеса в Узбекистане, Николас Гилани, теперь уже бывший генеральный директор Ajlan & Bros Uzbekistan, рассказал специально для Spot.

Николас Гилани

Сооснователь и управляющий партнер консалтинговой компании Cyal Advisors (ОАЭ), ранее — генеральный директор Ajlan & Bros Uzbekistan, управляющий директор по инвестиционному банкингу в Национальном банке Абу-Даби

В ведении бизнеса в Узбекистане есть вызовы, которыми правительство должно заняться.

Несмотря на лучшие намерения президента Шавката Мирзиёева и его старших советников, многим представителям госорганов на местах (в частности, в хокимиятах) не хватает образования в области ведения современного глобального бизнеса. Им недостает навыков пиара и управления для взаимодействия с иностранными инвесторами, особенно с западными. Также они не до конца понимают ментальность зарубежных инвесторов.

Изначально представители хокимиятов расстилают перед иностранными инвесторами красную ковровую дорожку и принимают их как гостей, расточая лесть и теплое узбекское гостеприимство (угощения, размещение и подарки). Но в ответ ожидают, что иностранцы быстро инвестируют в их регион. И если этого не происходит, отношение тут же меняется на враждебное.

У таких чиновников нереалистичные ожидания и очень узкое понимание того, как на западе принимаются решения об инвестициях. Так, я лично столкнулся с этим в Ургенче (Хорезмская область), и этот опыт оставил очень негативное впечатление.

Как только представители хокимията Ургенча поняли, что мы приехали не объявить об инвестициях, а изучить рынок и технико-экономические обоснования, их отношение заметно изменилось. Фактически, они заняли враждебную и оборонительную позицию.

Еще из странностей — в декабре 2018 года, когда президент приехал осмотреть новый вокзал в Хиве, чиновники отвели меня и других иностранных инвесторов в неотапливаемый магазинчик с опущенными шторами. Нам сказали не поднимать шторы, пока президент и его сопровождение не уедут.

Два главных барьера в общении с инвесторами

Всему этому есть причины:

  • Само собой, огромный языковой барьер. Большинство чиновников в Узбекистане не владеют английским, но при этом правительство стремится привлечь англоязычных инвесторов (в том числе из Южной Кореи и Японии).
  • Во-вторых, в головах узбекистанских чиновников, которые никогда не имели дела с иностранцами, всё еще живет устаревшая ментальность. Некоторые из них думают, что иностранцы хотят попросту эксплуатировать Узбекистан.

С точки зрения ведения бизнеса я бы посоветовал западным компаниям вручную набирать себе команду и проверять ее через генерального директора. В моем случае команда уже была сформирована, и у меня не было другого выбора, кроме как работать с уже набранными сотрудниками, что позже оказалось самой сложной частью моей работы.

Узбекистанские участники моей команды, за исключением младшего персонала, были упрямыми, принимали всё в штыки и иногда создавали конфликты. При любой возможности они пытались провести «левые» сделки, саботировать цели моего управления и в целом лучшие намерения иностранного CEO.

Так что мои рекомендации таковы:

  1. Не переезжайте в Узбекистан, пока не убедитесь, что у вас есть полномочия нанимать и увольнять сотрудников — как местных, так и иностранных. Без этой возможности ни при каких обстоятельствах не принимайте предложение переехать в Узбекистан.
  2. Как можно скорее наймите HR-менеджера, чтобы решать вопросы с персоналом, так как узбекистанцы более старшего возраста — сами по себе очень подозрительная категория. Они могут использовать свое служебное положение для личной выгоды и более того, ментально не готовы и не настроены работать с иностранцами, особенно с запада.
  3. Ментальность типичного узбекистанского сотрудника среднего звена в том, что иностранец — руководитель только номинально и не должен заниматься активным управлением.
  4. Еще раз, набирайте собственную команду и проведите с кандидатами различные тесты на интеллект и личностные качества, чтобы убедиться, что они подходят на предполагаемые должности.
  5. У многих узбекистанских менеджеров среднего звена странная ментальность, они не подготовлены к командной работе. Если они и объединяются, то обычно только для того, чтобы саботировать задачи руководителей-экспатов. При такой ментальности немногие частные инвесторы захотят инвестировать в Узбекистан.

Узбекистан обладает колоссальным потенциалом, но с точки зрения человеческих ресурсов у сотрудников среднего звена следующие проблемы:

  • сопротивление переменам;
  • нежелание брать на себя ответственность;
  • полное пренебрежение командной работой;
  • вероломство;
  • использование служебного положения в личных интересах (коррупция);
  • откровенная некомпетентность;
  • недостаточное понимание финансов, права и международных инвестиций.

Советы для Узбекистана

Мои рекомендации для улучшения бизнес-среды Узбекистана и привлечения иностранных инвестиций в страну:

  • привлекайте профессионалов мирового класса, чтобы модернизировать рабочие условия в Узбекистане, также как и ментальность;
  • дайте больше возможностей молодежи Узбекистана — они в числе лучших;
  • нанимайте молодежь;
  • лучше не нанимайте узбекистанцев из среднего звена, они уже поражены устаревшими методами управления;
  • постоянно привлекайте молодых сотрудников к развитию;
  • заставьте областные хокимияты работать как одна нация на благо Узбекистана;
  • искореняйте коррупцию на всех уровнях;
  • устраните бюрократические пережитки советской эпохи;
  • реформируйте банковскую систему — пока в банках высокие процентные ставки, те инвестиции, которые так сильно нужны стране, не придут. Почему? Потому что у иностранцев есть другие варианты и другие страны, где их принимают гораздо лучше, чем в Узбекистане.

Хочу обратиться к правительству, частному бизнесу и народу Узбекистана: я хочу работать в Узбекистане, как и прежде. Я люблю вашу страну.

Я готов помочь правительству привлечь в страну иностранный капитал, и готов приступить к работе прямо сейчас, но на этот раз только в правильной компании с должной организационной структурой.

Редакция может не разделять мнение автора.

О том, были ли запущены проекты, которые обсуждались с Ajlan & Bros, впоследствии не сообщалось. Spot направил вопросы представителям компании, но пока не получил ответа.

В информационной службе ассоциации «Узтекстильпром» на запрос Spot ответили, что проекты Ajlan & Bros проходят обсуждение и согласование с другими ведомствами и «скорее всего, будут реализованы».