Николас Гилани, инвестиционный банкир из ОАЭ с более чем 20-летним опытом, посетил Узбекистан, чтобы изучить инвестиционные возможности страны. В своей колонке он делится впечатлениями, рассказывает о перспективных направлениях для инвестиций и дает ряд рекомендаций.

Николас Гилани

Сооснователь и управляющий партнер консалтинговой компании Cyal Advisors DWC (ОАЭ), ранее — управляющий директор по инвестиционному банкингу в Национальном банке Абу-Даби

В Узбекистан я отправился по совету друга-журналиста. Он рассказал, что в стране происходят динамичные перемены под руководством президента Шавката Мирзиёева.

Среди стран Центральной Азии Узбекистан — не самая крупная по площади (лидирует Казахстан), зато занимает первое место по численности населения с 32 млн жителей (больше, чем в Саудовской Аравии с ее 20 млн граждан и 10 млн экспатов) и второе после Казахстана по развитию экономики (объем ВВП по паритету покупательной способности — 240 и 504 млрд долларов соответственно).

Я приехал, чтобы составить представление о:

  • состоянии финансового сектора и как его можно модернизировать (одна из причин, по которым экономика Ирана, несмотря на огромный потенциал, находится в упадке, это трагическое положение банков страны, как частных, так и государственных. Банковский сектор — сердце любой экономики, развитой или развивающейся);
  • способах повысить готовность частного и государственного секторов успешно привлекать и впитывать мировой капитал, технологии и ноу-хау;
  • способах привлечь ощутимые прямые иностранные инвестиции в Узбекистан, используя лучший опыт таких городов, как Дубай, у которого не было выгодных исходных данных Узбекистана (климат, местный человеческий капитал) и которому тем не менее удалось довести практически до совершенства искусство и науку селф-брендинга, и всё это — без зависимости от экспорта нефти.

Впечатления от моей первой поездки в Ташкент можно выразить одним словом: вау!

Фото: Connections

Перспективные направления для инвестиций

Не имея выхода к морю (хотя лично я не считаю это большой сложностью, так как Австрия, Чехия и Венгрия, не говоря уже о Швейцарии, тоже не имеют выхода к морю и тем не менее добились огромного экономического успеха), Узбекистан, самая густонаселенная и исторически значимая страна в Центральной Азии, развивается по-настоящему активно.

Раньше поездка в Узбекистан была непростой с точки зрения получения визы, теперь же руководство страны во главе с реформатором Шавкатом Мирзиёевым стремительно меняет курс на открытость миру и иностранному капиталу и налаживает отношения с соседями.

Современный Узбекистан — наследник древних и гордых культур и несет на себе их отпечаток. Это мозаика разнообразия лиц: монголы, русские, узбеки, персы, евреи, корейцы, татары и представители других этносов. Природные условия здесь такие, что жители Аризоны и Нью-Мексико почувствуют себя как дома — земля четырех времен года с приятным климатом.

Во время поездки я понял, что хотя главными целями инвестиций являются добыча полезных ископаемых (уран, медь), энергоресурсов (газ) и текстиль (его величество хлопок), первые две сферы из которых государство жестко контролирует, огромные инвестиционные возможности можно найти в следующих секторах, если подойти к вопросу грамотно и профессионально:

  • недвижимость (коммерческая и жилая);
  • индустрия гостеприимства. Это просто Эльдорадо! Огромный простор разнообразных локаций, где можно построить отели и курорты, в том числе тематические. Могу сходу назвать как минимум три туристические тематики, одна из них — пятизвездочное лакшери-ранчо со спа на базе природного курорта;
  • потребительские товары (нацеленные на молодое население с растущими доходами);
  • ритейл и упаковка продуктов питания и напитков. За эти фрукты и мясо можно умереть! И им нужен Carrefour (розничная сеть, вторая по величине в мире после Wal-Mart — Прим. Spot);
  • логистика (авиа, ж/д и авто);
  • банковский сектор (коммерческие банки с интернет-банкингом);
  • розничная торговля (есть острая потребность в торговых центрах).

Carrefour в Бельгии. Фото: RetailDetail

Рынок недвижимости здесь пока не развит. Это касается и многоэтажных бизнес-центров, и жилых комплексов, и отелей, и курортов. Если в Дубае удалось создать спрос на базе буквально одного песка и привлечь к себе чуть ли не весь мир, думаю, Узбекистан смог бы сделать то же самое. Но это нужно делать вдумчиво и со вкусом.

Забавно, что девелоперы люксовых жилых построек в Ташкенте (это новый тренд среди многообещающих местных предпринимателей, которые понятия не имеют об элитной недвижимости) продают так называемые лакшери-квартиры на этапе пустых «коробок». Никогда раньше о таком не слышал. Представьте, насколько огромен потенциал как в элитной, так и в бюджетной жилой недвижимости.

Что делать?

Бизнес-лидеры Узбекистана должны научиться, во-первых, мыслить глобально и учитывать интересы потребителя, во-вторых, нанимать грамотных инвестиционных советников со всего мира, и в-третьих, платить за эту экспертизу, чтобы узнать, как работать в секторе туризма и недвижимости с учетом лучших мировых практик.

Другими словами, воздержаться от дилетантского желания сделать быстрые деньги за счет зарубежных инвесторов/клиентов.

Тот, кто задумывается о проекте в сфере недвижимости с участием иностранного инвестора, прежде чем получить разрешение на строительство, должен убедиться в наличии:

  • грамотного ТЭО, исследования HBU (анализа наилучшего и наиболее эффективного использования) с привлекательной финансовой моделью;
  • контракта на управление гостиницей (HMA) с международным или региональным брендом (думаю, Starwood, Capella — в одном из них Дональд Трамп встретился с Ким Чен Ыном в Сингапуре — The Peninsula, St. Regis, так же как Accor, Rezidor и Hilton удовлетворят различные сегменты рынка);
  • строительной компании с хорошей репутацией, которая умеет строить офисные здания и туристические объекты высокого качества;
  • работающей правовой системы (английского права, конечно).


Hilton Garden Inn Astana. Фото: Booking.com

Что касается индустрии гостеприимства: если Узбекистан сможет перенять опыт Дубая, у страны есть все шансы стать аналогом Дубая или Стамбула в Центральной Азии, нацеленным на прием состоятельных туристов и путешественников премиум-класса из Австрии, Германии, Швейцарии, Швеции, России, Казахстана, стран Персидского залива, Ирана и Израиля с его мировой еврейской диаспорой (в Ташкенте я остановился в отеле Radisson Blu, где встретил американских солдат в форме, которые тренировались с узбекистанскими коллегами, а табло рейсов местного аэропорта в лобби показывало еженедельные полеты в Тель-Авив).

Если быть точнее, туристы премиального сегмента могут быть из Китая, Израиля (в Бухаре живет одно из старейших еврейских сообществ в мире) и Ирана (в некоторых городах Узбекистана хорошо говорят на фарси). Состоятельных путешественников можно привлечь из немецкоязычных стран Европы, Швеции, России, Казахстана, стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар), США.

Какие еще изменения нужны стране

Всё это можно осуществить только в том случае, если руководство страны решит следующее:

  • вылечить нездоровую банковскую систему Узбекистана. Сейчас это три десятка государственных и частных банков с процентной ставкой выше 20%! Нельзя допустить, чтобы это продолжалось. Правительство должно реформировать банковский сектор и принудить слабые банки поглотить и приватизировать государственные банки (как это происходит с коррумпированным и практически разоренным банковским сектором в Иране);
  • разрешить частное владение землей (вопрос владения землей — пережиток советской эпохи. В Центральном Лондоне тоже нельзя владеть землей, однако в Дубае нашли решение: определить площади специально под строительство недвижимости и продавать эти участки);
  • поощрять частный сектор нанимать зарубежных, обученных на западе советников по банкингу, финансам, инвестициям («платить за мозги»);
  • обязать государственные службы говорить с иностранными инвесторами на языке денег, прибыли и глобализации. Создать «окна» для иностранных инвестиций, которые станут портами для входа иностранного капитала;
  • создать бренд Узбекистана как туристического и инвестиционного направления. В Грузии и Азербайджане для этого наняли западные компании в сфере пиара и брендинга, Узбекистан мог бы поступить так же. Опять же, посмотрите на опыт Дубая.

Посмотрите на ситуацию глазами зарубежного инвестора, например, из Саудовской Аравии или Европы. Из-за скопления нескольких «станов» (Афганистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан), в голове инвестора возникают вопросы: «Что? Инвестировать куда? В Узбекистан? А это где вообще? А нет ли там террористов? Это разве не бывшая коммунистическая страна?». В общем, вы поняли.

Для Узбекистана нужно создать нарратив. Без сюжетной линии, без истории усилия будут сырыми и не совсем убедительными.

И еще один случай напоследок: две ночи назад меня вез по Ташкенту славный водитель, приветливый молодой узбек, напевая персидские, турецкие и арабские песни. Шикарный «мерседес» с казахстанским номером обогнал нашу маленькую американскую машину узбекистанской сборки.

Я подумал: а что, если Узбекистан сможет стать Дубаем Центральной Азии, а Казахстан — огромная по площади, но с небольшим населением страна, богатая нефтью и газом — Саудовской Аравией Центральной Азии? Стоит это обдумать, правда ведь?