Ранее Spot писал о том, какие компании первыми попадут под камеральный контроль. Теперь же начальник управления камерального контроля Государственного налогового комитета Азиз Хашимов на примерах рассказал газете Soliq Plus об этих и других процессах камерального контроля.
Как отбирают компании
Отбор проводится в автоматическом режиме при помощи специальной автоматизированной информационной системы.
В первую очередь подпадают под систему риск-анализа и камеральный контроль субъекты предпринимательства, ставшие «лидерами» по баллам, которые она им выставила.
Процесс обработки и сопоставления данных включает:
- исследование и анализ большого объема данных, которые позволяют найти конкретные последовательности и корреляции;
- определение характеристик недобросовестных налогоплательщиков. Это делается при помощи использования сложных моделей компьютерных технологий и интегрированных структур баз данных;
- сравнивание полученной информации с набором предопределенных индикаторов риска;
- сортировка и анализ результатов с точки зрения выявленных рисков.
К примеру, система легко выявляет случаи, когда объемы выручки, поступившей через терминалы для расчетов по пластиковым картам, и наличной выручки, сданной в коммерческие банки, превышают объем валовой выручки реализации товаров (работ, услуг), указанной в отчетности за определенный отчетный период.
То есть, предприниматель в отчете указал меньшую сумму, чем получил от продаж. Это может наблюдаться у организаций торговли и общественного питания. По выявленному факту направляется требование с доначислением сумм налога, исходя из расхождений.
Или вот еще пример: организация торговли или общественного питания получила разрешение на торговлю алкогольной и табачной продукцией, но не предоставила расчеты по сбору на право торговли этой продукцией.
Система с легкостью выявляет такие факты по информации, поступившей от организации, выдающей такое разрешение. По выявленному факту налогоплательщику автоматически направляется соответствующее требование.
И таких случаев довольно много. При этом хочу подчеркнуть, что выявляемые недочеты не всегда следствие умышленных действий, направленных на уменьшение обязательных платежей в казну.
Много ошибок по невнимательности, из-за высокой загруженности ответственных сотрудников организаций, а у начинающих еще и элементарно по незнанию норм законодательства. В целом система камерального контроля предоставляет налогоплательщикам право самостоятельного устранения правонарушений, выявленных органами государственной налоговой службы.
При выставлении требований иной раз не в полной мере учитываются все нюансы, и это приводит к их необоснованности. Это, наверное, издержки автоматизированной обработки информации. Бухгалтеры говорят о том, что доказать свою правоту бывает очень сложно, контраргументы приходится подтверждать порой большим количеством документов.
Таких случаев, действительно, много. Все они учитываются при совершенствовании программного обеспечения. Изо дня в день программный комплекс становится более мощным. Следовательно, и предпринимателей беспокоим реже.
Тем не менее, без должного внимания эти факты оставлять нельзя. В тоже время мы не редко сталкиваемся с тем, что некоторые налогоплательщики пытаются выдать желаемое за действительное.
Субъект предпринимательства может попасть под камеральный контроль повторно по налогу, который уже подпадал под проверку, если в течение 5 лет после окончания налогового периода будут выявлены новые основания и факты, ранее неизвестные специалистам налоговых органов.
Каждое требование, направленное налогоплательщику по итогам камерального контроля, заносится сотрудниками налоговых органов в базу данных программы рисканализ. Она же и будет для сотрудников налоговых органов источником информации о всех ранее проведенных мероприятиях камерального контроля.
Система риск-анализ позволяет легко выявить налогоплательщиков, которые, в установленный законом десятидневный срок, в ответ на требования налоговых органов не предоставили обоснования правильности своих действий либо уточненную налоговую отчетность. Так что во избежание более строгих мер нужно выполнять такие требования своевременно.
Типовые ошибки предпринимателей
В связи с переходом большого количества налогоплательщиков на уплату НДС и налога на прибыль (при превышении порогового значения выручки в один миллиард сумов), многие их допускают при исчислении этих видов налогов.
Встречаются случаи, когда при заполнении отчета о финансовых результатах (форма № 2) предприятие выходит с убытком. Однако, если у налогоплательщика убыток, это еще не означает, что нет обязательств по исчислению и уплате налога на прибыль.
Например, у налогоплательщика могут быть доходы, которые не отражаются в форме Отчета о финансовых результатах (форма № 2), но при этом их необходимо отразить в расчете налога на прибыль. Это:
- безвозмездно полученное имущество и имущественные права — строка 030 Расчета, которая так и называется — «Имущество, имущественные права, работы, услуги, безвозмездно полученные налогоплательщиком от других лиц (не включенные в Отчет о финансовых результатах)»;
- реализация продукции (товаров, работ и услуг) ниже себестоимости — строка 020 Расчета «Убытки от реализации ниже себестоимости и безвозмездной передачи товаров (работ, услуг)». Здесь бухгалтеру важно правильно рассчитать производственную себестоимость товаров (работ, услуг) и сопоставить ее со стоимостью реализации по каждой позиции в счете-фактуре. Эти показатели должны быть корректны и одинаковы и в Расчете налога на прибыль, и в Расчете НДС;
- у арендодателя — сумма доначисления на сумму превышения арендной платы с применением минимальных ставок арендной платы над суммой арендной платы, установленной договором аренды. Данная сумма должна отразиться в строке 040 Расчета налога на прибыль.
Кроме того, для налога на прибыль важны «невычитаемые расходы» — строка 050 Расчета. Эта позиция заполняется автоматически из строки 010 приложения № 2 к Расчету. Чтобы собрать невычитаемые расходы, следует сгруппировать все расходы предприятия и проанализировать их применительно к статье 147 Налогового кодекса.
Примеры ошибок и как их избежать
НДС в цепочке «генподрядчик — субподрядчик».
Суть ошибки:
Ситуация 1. Генподрядчик — плательщик НДС принимает объем выполненных работ у субподрядчика — неплательщика НДС и предъявляет заказчику общий объем работ, начисляя НДС только на свою часть работ.
Ситуация 2. Генподрядчик — неплательщик НДС принимает объем выполненных работ у субподрядчика — плательщика НДС и предъявляет заказчику общий объем работ без НДС, не принимая в расчет НДС, выставленный субподрядчиком.
Правильное решение:
Ситуация 1. Генподрядчик начисляет НДС на весь объем строительных работ, выполненный собственными силами и субподрядчиком. Заказчику выставляется общая стоимость работ с учетом НДС.
Пример. Субподрядчик — неплательщик НДС, выполнил работы на сумму 50 млн сумов и предъявил эту сумму генподрядчику. Генподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы собственными силами на 70 млн сумов без учета НДС. Генподрядчик добавляет к своим работам выполненные субподрядчиком, начисляет на общую сумму 20% НДС и предъявляет заказчику 144 млн сумов с НДС (50 + 70) х 1,2).
Ситуация 2. Генподрядчик оплачивает работы субподрядчика с учетом НДС, заказчику выставляет общий объем работ, выполненный собственными силами без НДС, и субподрядный с НДС, но не отражает начисление НДС в справке-счете-фактуре.
Пример. Субподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы на сумму 50 млн сумов, начислил на них 20% НДС и предъявил генподрядчику 60 млн сумов. Генподрядчик — неплательщик НДС, выполнил работы на сумму 70 млн сумов и предъявил заказчику общую их стоимость — 130 млн сумов (60 + 70) без НДС.
Уплата НДС плательщиками ЕНП
Суть ошибки:
Строительные предприятия — плательщики ЕНП, заключая договор подряда, не учитывают источник финансирования строительных работ. Соответственно, они не начисляют НДС по объемам, финансируемым из централизованных источников.
Правильное решение:
Налогоплательщики, находящиеся на упрощенном налогообложении, обязаны платить НДС по объектам, строительство которых финансируется из централизованных источников (ст. 349 НК).
Пример. Подрядчик — плательщик ЕНП, не уплачивающий НДС в добровольном порядке, заключает с заказчиком договор подряда. Стоимость работ согласно смете — 100 млн сумов. Учитывая, что объект финансируется за счет бюджетных средств, и в договоре, и при оформлении справки-счета-фактуры подрядчик должен начислить НДС и выставить заказчику 120 млн сумов (100×1,2).
НДС по материалам заказчика
Суть ошибки:
Заказчик (генподрядчик) приобретает строительные материалы и передает их генподрядчику (субподрядчику) для выполнения работ. Однако в договоре подряда не прописывается порядок передачи этих материалов, что приводит к ошибкам в учете и налогообложении.
Правильное решение:
Ситуация 1. Заказчик (генподрядчик) передает материалы генподрядчику (субподрядчику) аналогично давальческому сырью на основании акта приемки-передачи. Право собственности на эти материалы в данном случае остается за заказчиком (генподрядчиком).
Если, согласно договору, заказчик обеспечивает строительство материалами, то при сохранении за ним права собственности на эти материалы налогооблагаемой базой по НДС является стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика (ст. 204 НК).
Пример. Заказчик предоставил генподрядчику материалы на сумму 10 млн сумов. Генподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы на общую сумму 100 млн сумов, с учетом материалов заказчика и без НДС. Предъявляя справку-счет-фактуру заказчику, генподрядчик выставит ему 108 млн сумов (100 — 10) х 1,2).
Ситуация 2. Заказчик (генподрядчик) реализует материалы генподрядчику (субподрядчику) и оформляет при этом счет-фактуру. Право собственности на материалы в данном случае переходит к покупателю — генподрядчику (субподрядчику).
По строительным работам налогооблагаемой базой по НДС является стоимость выполненных и подтвержденных заказчиком работ без включения в нее НДС (ст. 204 НК). Генподрядчик (субподрядчик) включает стоимость строительных материалов, приобретенных у заказчика (генподрядчика), в общую стоимость работ и облагает ее НДС.
Пример. Заказчик реализовал генподрядчику материалы на сумму 12 млн сумов с учетом НДС согласно счету-фактуре. Генподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы на общую сумму 100 млн сумов без НДС, использовав приобретенные у заказчика материалы. Предъявляя заказчику справку-счет-фактуру, генподрядчик выставит ему 120 млн сумов (100×1,2).