В Государственном налоговом комитете рассказали, какие компании Узбекистана первыми попадут под камеральный контроль.

Отвечают начальник управления риск-анализа и сегментации налогоплательщиков Шухрат Гафуров и начальник управления камерального контроля Азиз Хашимов. Они напомнили, что отбор проводится в автоматическом режиме при помощи специальной автоматизированной информационной системы.

Какие предприятия, в первую очередь, подпадают под систему риск-анализа и камеральный контроль

Это будут «лидеры» по баллам, которые им выставила система риск-анализа. В Узбекистане функционирует система взаимодействия по обмену информацией ГНК с более чем сорока министерствами, ведомствами и организациями страны.

Поступающая по этим каналам информация анализируется системой риск-анализа и сопоставляется с данными из отчетности юридических и физических лиц.

Выявленные отклонения подвергаются риск-анализу с выставлением баллов, оценивающих степень риска. Баллы позволяют легко отделить серьезные риски и недостатки от менее значимых, исходя из ожидаемых последствий.

Как система позволяет выявлять факты несоблюдения налоговой дисциплины

Путем обработки и сопоставления данных. Этот процесс включает в себя:

  • исследование и анализ большого объема данных, которые позволяют найти конкретные последовательности и корреляции;
  • определение характеристик недобросовестных налогоплательщиков. Это делается при помощи использования сложных компьютерных моделей и интегрированных структур баз данных;
  • сравнивание полученной информации с набором предопределённых индикаторов риска;
  • ранжировку результатов с точки зрения выявленных рисков.

Примеры выявляемых нарушений

Система легко выявляет случаи, когда объемы выручки поступившей через терминалы для расчетов по пластиковым картам и наличной выручки сданной в коммерческие банки превышают объем валовой выручки реализации товаров (работ, услуг), указанной в отчетности за определенный отчетный период.

То есть субъект предпринимательства в отчете указал меньшую сумму, чем получил от продаж. Это может наблюдаться у организаций торговли и общественного питания. По выявленному факту направляем требование о доначислении сумм налога, исходя из расхождений.

Или вот еще один пример, организация торговли или общественного питания получила разрешение на торговлю алкогольной и табачной продукции, но не предоставила расчеты по сбору на право торговли алкогольной и табачной продукции.

Система с легкостью выявляет такие факты по информации, поступившей от организации, выдающей это разрешение. По выявленному факту налогоплательщику автоматически направляется соответствующее требование.

И таких примеров много. Выявляемые недочеты не всегда следствие умышленных действий, направленных на уменьшение обязательных платежей в казну. Много ошибок по невнимательности, из-за высокой загруженности ответственных сотрудников организаций, а у начинающих еще, элементарно, и по незнанию норм.

В целом система камерального контроля направлена на предоставление налогоплательщикам права самостоятельного устранения налоговых правонарушений, выявленных органами государственной налоговой службы.

При выставлении требований не всегда в полной мере учитываются все нюансы, и это приводит к их необоснованности. Это, наверное, издержки машинной обработки информации. Бухгалтеры говорят о том, что доказать свою правоту бывает очень сложно, контраргументы приходится подтверждать, порой достаточно большим количеством документов.

Да, таких случаев, действительно много, но ни один из них не остается без внимания — все они учитываются при совершенствовании программного обеспечения.

Изо дня в день наш программный комплекс становится более современным, следовательно, и предпринимателей беспокоим реже.

Тем не менее, без должного внимания эти случаи оставлять нельзя. Так нередко мы сталкиваемся с фактами, когда налогоплательщик пытается желаемое выдать за действительность.

Может ли субъект предпринимательства попасть под камеральный контроль повторно по налогу, который уже попадал под проверку

Да, может, если в течение 5 лет после окончания налогового периода будут выявлены новые основания и факты, ранее неизвестные специалистам ГНК.

К примеру, специалист налоговых органов, проверявший предприятие в рамках камерального контроля, уволился. Не будет ли новый проверять субъект предпринимательства по тому же вопросу?

Нет, не будет. Новая проверка возможна только по вновь открывшимся, ранее неизвестным налоговым органам обстоятельствам.

Из каких источников новый инспектор получит информацию о ранее проведенных проверках?

Каждое требование, направленное налогоплательщику по итогам камерального контроля, заносится сотрудниками налоговых органов в базу данных программы риск-анализ. Она же и будет для сотрудников налоговых органов источником информации о всех ранее проведенных мероприятиях камерального контроля.

Система риск-анализа позволяет легко выявить налогоплательщиков, которые в установленный законом десятидневный срок в ответ на требования налоговых органов не предоставили обоснования правильности своих действий либо уточненную налоговую отчетность. Так что во избежание более строгих мер, нужно выполнять такие требования в установленный законодательством срок.