Торговое противостояние между США и КНР не сходит с полос мировых газет, что неудивительно: этот спор замедляет рост мировой экономики.

Однако непосредственные соседи Китая — страны Центральной Азии, оказались в выигрышной позиции. Их экономика начала получать незапланированные дивиденды за счет роста торгового оборота с Поднебесной, которая ищет альтернативных поставщиков подорожавших американских товаров.

Но воспользоваться открывшимися возможностями сотрудничества с Китаем страны Центральной Азии, включая Узбекистан, смогут в полной мере лишь в том случае, если преодолеют существующие вызовы, считает эксперт Гаухар Нургалиева.

Гаухар Нургалиева

Профессор программы EMBA для Евразии бизнес-школы «Сколково», руководитель лаборатории Евразийских исследований при бизнес-школе «Сколково». Окончила бакалавриат делового администрирования в The George Washington University, MBA в МГУ им. Ломоносова и магистратуру по МО в Tufts University.

Новые перспективы

Еще в апреле 2018 года Китай в качестве ответных мер на действия администрации Трампа ввел зеркальные пошлины в размере от 5 до 30% на американские товары, ввозимые в страну.

Пошлины затронули порядка 12 000 наименований американских товаров, в том числе не только, например, автомобили и химические продукты, но и фрукты, свинину, соевые бобы, кукурузу и другие сельхозкультуры.

В результате три четверти импорта стали для потребителей Поднебесной существенно дороже — и неудивительно, что китайские закупщики ищут в этой ситуации альтернативных поставщиков.

В свою очередь, страны Центральной Азии уже предпринимают практические шаги по росту своего экспорта в Китай. В августе, в ходе визита премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Китай, было подписано соглашение о поставке узбекских дынь и меда.

В ближайшее время также планируется запустить поставки проса, сушеного острого перца, сушеной дыни, сушеной черешни, сушеного чернослива, сушеной джигиды, говядины и птицы. Также ведутся переговоры с Пекином об экспорте граната, винограда и лимона.

Казахстан готов увеличить объемы поставок пшеницы в Китай в 3,5 раза с 550 тыс. тонн до 2 млн тонн в год, и поставлять пищевую соль, молочную продукцию, мясо птицы, говядину, баранину, свинину, а также муку, зерновые, бобовые, масличные культуры. А в Кыргызстане намерены экспортировать в Китай горный мед, черешню, пшеничную муку, а также молочные продукты, в том числе сыр .

Барьеры и препятствия

Спрос на сельхозпродукцию из Центральной Азии подстегивается растущей популярностью в Китае органических — а значит, экологически чистых продуктов питания.

Такую продукцию в странах региона уже производят, созрел пул производителей, которые наладили современное производство, сертификацию и начали экспорт на международные рынки.

Способствует увеличению торговых поставок и улучшенная транспортно-логистическая инфраструктура в регионе, построенная несколькими годами ранее за счет средств, выделяемых китайской стороной по линии инициативы «Пояс и путь».

Такими инфраструктурными проектами можно считать Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» на казахстанско-китайской границе, ряд железнодорожных и автомобильных путей в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане (железная дорога Ангрен-Пап, которая соединяет густонаселенную Ферганскую долину со столицей, Ташкентом).

Помимо сельхозпродукции, Китай заинтересован в Центральной Азии с точки зрения диверсификации поставок энергоносителей и сырья — это еще одно важное направление экспорта из стран региона в Китай. Также Центральная Азия важна для КНР как территория транзита для своих товаров на Европейский рынок.

Но не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Экспорт в Китай значительно осложняется различными нетарифными видами регулирования торговли, включая фитосанитарные меры, техническое регулирование, таможенные процедуры.

Это касается, прежде всего, новых видов продукции: чтобы поставлять в Китай новые виды товаров, центрально-азиатским бизнесменам нужно будет разобраться с требованиями китайской стороны, получить необходимые сертификаты, следовать новым процедурам.

Например, в отношении экспорта дынь и других фруктов, экспортируемая из Узбекистана в Китай, продукция должна полностью отвечать фитосанитарным правилам китайской стороны.

Главным же вызовом развития экспорта из стран Центральной Азии в Китай была и остается логистика. Поскольку выход к морю отсутствует, доставку товаров приходится осуществлять наземным транспортом, ввиду чего себестоимость продукции значительно возрастает, в некоторых сегментах, как минимум в два раза.

На удорожание перевозки влияет удаленность развитых производственных районов Юго-Восточного Китая, где сосредоточены основные предприятия, формирующие спрос на товары из Центральной Азии.

Существует и ряд других логистических аспектов. Например, на некоторые виды химической продукции распространяются специальные требования по безопасности перевозки, требуются специальные вагоны для ее транспортировки, а также нужна соответствующая транспортно-логистическая инфраструктура, включая мощности для разгрузки/погрузки груза, станции для наливочных и жидких грузов и так далее.

К этому добавляются традиционные трудности, такие как разница ширины колеи железных дорог, ограниченная мощность грузовых поездов, и малая пропускная способность пограничных пунктов.

И, в завершении всего, не сформирован пул стейкхолдеров и посредников, предоставляющих услуги по работе с китайским рынком.

Дело в том, что только крупные логистические компании могут согласиться организовать поставку товаров в КНР, так как риски и страховые премии очень высоки. Малые компании не берутся взваливать на себя такие риски.

Что дальше

Торговое противостояние между США и Китаем продолжается, и по крайней мере до президентских выборов в США в ноябре 2020 года существует временной коридор, когда страны Центральной Азии могут заявить о своей продукции на экспорт в Китай.

Однако для эффективного развития экспортного направления требуется предпринять серьезные шаги по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и смежного сектора услуг, включая страхование, финансирование, транспортные услуги, складирование и хранилища, и так далее.

Необходимо «подтянуть» местных производителей востребованной продукции, являющихся потенциальными экспортерами, то есть обеспечить производство конкурентоспособной качественной продукции, соответствующей международным стандартам: санитарным, фито-санитарным, техническим.

Большую работу требуется провести и в вопросе увеличения пропускной способности приграничных пунктов и налаживания таможенных процедур. Все эти меры можно было реализовать при участии заинтересованной стороны: китайских инвесторов.

Вместе с тем, к ведению дел с китайскими партнерами, к китайским инвестициям и долговому финансированию необходимо подходить взвешенно и обдуманно.

Во-первых, необходимо развивать культурный интеллект, то есть понимание партнеров на уровне менталитета и культурного кода, и осознание того, как эти особенности влияют на манеру ведения бизнеса.

Чем больше будет знаний об этих связанных с Китаем реалиях, тем больше будет и понимания того, как вести с КНР дела, реализовывать совместные инвестиционные проекты без угрозы долговой зависимости.

Во-вторых, очень важно обеспечить прозрачность сделок с Китаем для экспертного сообщества и широкой общественности, в целях недопущения коррупционной составляющей, обеспечения соблюдения экологических стандартов и социальной ответственности китайскими предприятиями.

И наконец, необходимо отходить от сотрудничества только в энергетической и сырьевой индустрии. Весь мир идет вперед, и можно выбрать иные сферы для развития сотрудничества: например, сектор цифровых технологий, в который Китай в последние годы переориентирует свои инвестиции в рамках инициативы «Digital Silk Road».

Это направление интересно всем странам региона, Узбекистану в том числе. В странах Центральной Азии уже сейчас имеются государственные программы развития IT-индустрии, планы по цифровизации экономики в целом, а также внедрения электронной торговли, и систем безопасности и «умных» городов.

Партнерство с Китаем именно в этой сфере было бы важным дополнением сотрудничества в «традиционных» отраслях, таких как сельское хозяйство и поставки энергоносителей.

Ранее Spot писал, как Узбекистан начал занимать место США на рынке черешни Китая.