В 2014 году Артур Ахметов и Аскар Насыров на собственные $10 тыс. открыли первое в Ташкенте антикафе Anticafe, которое предлагало новый вид досуга для жителей столицы.

Партнеры, не ожидавшие на старте большого количества людей, столкнулись с ажиотажем и нехваткой пространства. Доходило до того, что люди стояли на улице и ждали, когда освободятся места.

Только за первый месяц оборот составил 18 млн сумов, а наполняемость в выходные дни достигала 50−70 человек. Тем не менее, уже в 2015 году заведение прекратило работу.

Сооснователь Anticafe Аскар Насыров рассказал Spot, какие сложности возникли при создании и проработке концепции, как резкий скачок доллара в 2014 году повлиял на дальнейшее развитие и почему через год бизнес решили свернуть.

Идея из Москвы

Бизнесом я начал заниматься еще со студенческой скамьи, когда учился в Весте (Международный Вестминстерский университет в Ташкенте — прим. Spot). На втором курсе начал ввозить вендинговые аппараты, устанавливать их в вузах. Все, с чем я сталкивался в ходе работы, описывал в своей курсовой, а затем и дипломной работе.

После окончания вуза решил прикрыть этот бизнес, потому что он, во-первых, был экспериментальным, а, во-вторых, было малопонятно, куда его дальше развивать. Продал и компанию, и все вендинговые аппараты, устроился работать в иностранную фармацевтическую компанию.

Летом 2013 года мой одноклассник Артур, который к тому времени уже долгое время жил в Москве и приехал на время в Ташкент, рассказал об интересных российских стартапах, среди которых был формат «антикафе».

Антикафе — это общественное пространство, посетители которого обязаны оплатить только время пребывания, например, поминутно или по часам (еда и напитки могут быть бесплатными или продаваться, но покупать их необязательно) и обладают большей степенью свободы, нежели в классических кафе или ресторане.

Позже Артур улетел обратно в Россию и уже оттуда вышел со мной на связь, предложив открыть первое такое антикафе в Ташкенте.

У нас не было понимания формата, системы расчета и прочих мелочей, так что Артур предложил купить систему в Москве. Ему было интересно запустить проект, я тоже загорелся и так, параллельно с основной работой, начал работу над антикафе. Финансовой основой частично стали средства от продажи бизнеса с вендинговыми аппаратами.

$10 000 на старт

Главное в антикафе — помещение. Мы его нашли довольно быстро — за два-три месяца. Рассматривали варианты в Юнусабадском и Мирабадском районах, но в итоге остановились на улице Тараса Шевченко. Да, здесь высокая арендная плата, но нам понравилось это место, потому что центр города, да еще на пересечении улиц.

С владельцем удалось договориться об определенных условиях — первые полгода мы платили около $1 тыс. в месяц, в дальнейшем сумма возрастала до $1,5 тыс.

Мы все рассчитали, определили точку безубыточности и решили, что если достигнем интенсивной заполняемости, то сможем не только потянуть аренду, но и вкладывать деньги в дальнейшее развитие.

Помещение попало к нам не в совсем подходящем формате, так что мы все изменили внутри — не тронули только витражные стекла. С интерьером помог друг семьи Улугбек Холмурадов (основатель бюро Holmuradov Design — прим. Spot).


Фото: из архива компании

В дизайне сделали упор на яркие элементы, например, выкрасили столы в желтый и зеленый цвета. Также Улугбек посоветовал сделать акцент на освещении в «космическом стиле».

Создали единую зону ресепшена, где были компьютер с системой, телевизор и Xbox 360. В помещении до нас не было туалета, так что нам пришлось еще проводить канализацию и все утеплять.

В один только ремонт мы с Артуром вложили $6,5 тыс. собственных средств. Общая же сумма инвестиций составила около $10 тыс. По времени ушло около трех месяцев.

После того, как помещение было готово к работе, пришло время выбрать название. Было так много вариантов, что набрался целый блокнот. «Время», «Центр», что только мы не перебирали. Остановились на Anticafe.

Изначально планировали, что будут три зоны — коворкинг, развлечения, ивенты. Только вот у нас было 100 кв.м., так что все это там бы не поместилось. Пришлось выбирать и оставили развлекательную часть, где люди могли играть в настольные игры, а также ивент-зону для интерактивных мероприятий, презентаций и зарождающегося в те годы стендапа.


Фото: из архива компании

Как раз тогда открылся «ТЧК», так что мы решили, что нет смысла отводить метры под коворкинг. Конечно, мы никому не запрещали приходить к нам с ноутбуками и работать, но специальные условия создавать не стали.

К примеру, у нас не было высокоскоростного интернета или специальных рабочих зон. Мы просто предоставили уютное помещение, где люди могли бы, если бы захотели, поработать. Сами же ориентировались на опыт московских антикафе, потому что система с поминутной оплатой была тогда в Узбекистане в новинку.

Быстрый взлет

В марте 2014 года мы начали работу и на открытие позвали своих знакомых, в зале набралось человек 30. На следующий день пришло уже около 50 человек, а потом мы открыли второй зал, который мог вместить еще 12 человек.

На тот момент сотрудникам было сложно и они терялись, но публика была достаточно не избалованная и спокойно относилась к мелким недочетам, потому что сам формат антикафе — автономность.

Посетители приходили и были предоставлены сами себе, не требовали особого внимания. Признаться, мы не ожидали такого наплыва гостей и интереса со стороны СМИ. Причем продлилось это довольно долгое время — несколько месяцев.

На старте было четыре настольные игры — какие-то мы купили в Москве, какие-то нашли у кого-то дома. Честно говоря, мы не предполагали, что все «настолки» будут заняты одновременно. Когда же поняли, что даже 10−15 игр иногда не хватает, начали докупать еще.


Фото: из архива компании

Если говорить о рекламе, то это было «сарафанное радио» — новости о нас сразу разлетелись по городу, и только в первый месяц работы мы дали 10−15 интервью. Эти два момента подогрели к нам интерес, был еще Instagram. В его раскрутку не вкладывали деньги, просто делали годный контент.

Мы работали по поминутной системе оплаты. За три часа, которые посетитель был у нас, взималась плата — за одну минуту первого часа 200 сумов, второго — 150 сумов, третьего — 100 сумов. Четыре часа и более не оплачивались, так что максимум, который тратил посетитель, был 30 тыс. сумов.

В среднем люди сидели у нас от получаса до шести часов. Были и те, кто сидел весь день, но они обычно заказывали еду и мы им не мешали.

Если говорить о посещаемости, то в выходные дни ближе к вечеру у нас набиралось 50−70 человек. В будни нас больше посещали студенты и сотрудники офисов, в среднем 20−30 человек в день.

В первый месяц оборот составил 18 млн сумов, в дальнейшем опустился до 300 тыс. сумов в будни и около 600 тыс. в выходные.

Думаю, спад был связан с тем, что открылось «ТЧК», а потом еще одно заведение, которое позиционировало себя как антикафе — Timekeeper, которые начали принимать на себя определенный поток клиентов.

Тем не менее, конкуренция не была сильной, потому что Ташкент большой город, и если бы открылось десять антикафе, то посетителей хватило бы на всех.


Фото: из архива компании

Курс доллара изменил ситуацию

В 2014 году было два скачка курса доллара, и если на момент нашего открытия он был в районе 2200−2400 сумов, то к концу года стоил уже под 5000 сумов.

Это выбило нас из колеи и мы решили переехать. Нам предложили место в Lokomotiv Amusement Park. Конечно, у открытой площадки есть минус в виде уязвимости к осадкам, но наше лето дождями особо не балует.

Удаленность от привычного места сыграло свою роль — постоянные клиенты стали появляться на выходных или перестали приходить вообще, но это компенсировалось людьми, которые жили рядом с парком. У нас теперь не было ограничения по вместимости, да и арендная плата была символическая.

На новом месте мы часто проводили ивенты — приглашали различных деятелей науки, проводили мероприятия с ПРООН. Иногда посетители сами предлагали свои ивенты для площадки и нам не требовалось подогревать интерес к ним.

Фото: из архива компании

Дневной посещаемости не было, так что позже мы перешли на другой формат — теперь это было больше вечернее антикафе, которое начинало работу ближе к шести часам. Правда, людей иногда останавливало то, что помимо платы за антикафе, которую мы снизили, приходилось еще оплачивать вход в парк.

В то время посетители за минуту первого часа платили 150 сумов, второго — 100 сумов, третьего — 50 сумов. Мы до этого привыкли видеть полное антикафе по выходным и по вечерам, а теперь было 15−20 людей.

В таком формате мы проработали все лето и весь сентябрь, пока парк не закрылся на осенне-зимний период. В то время оборот позволял нам оплачивать расходы и выдавать зарплаты, оставались даже какие-то деньги на дальнейшее развитие, но определенного и значительного дохода проект не приносил.


Фото: из архива компании

По окончанию летнего сезона нам нужно было переезжать на новое место и восстанавливать работу в новом помещении. Я осмотрел несколько мест, понравилось точка недалеко от метро «Хамида Алимджана». Кстати, там вскоре открылось другое антикафе.

В это время на основной работе увеличилась нагрузка — планировался новый проект и я не мог уже уделять больше времени антикафе. В итоге парк закрылся на осенне-зимний сезон, а вместе с ним закрылся и наш проект.

В первое время мы обещали людям вернуться в привычном формате, потому что сами думали, что сможем это сделать. Закрывали мы бизнес с небольшими убытками и вернули примерно 70% всех вложений. После закрытия кафе я продолжил работать в той же компании, затем перешел в HoReCa.

Что в итоге

Мы не уткнулись в потолок роста и если бы я решил воссоздать антикафе, то думаю, появилось бы много интересного. Сейчас, к примеру, как мне кажется, выросло количество энтузиастов, готовых организовывать различные крутые ивенты.

Опыт с антикафе был хорошим. Лично я развил в себе навыки коммуникации, работы в критических условиях, научился быстро решать проблемы. У нашего заведения был формат «время-деньги» и он повлиял на нас, научил быстро принимать решения. Это тот опыт, который мы запомнили надолго.

Больших ошибок за время работы не было, потому что аудитория была снисходительна к мелким недочетам, которые мы, к тому же, быстро решали.

Если говорить о том, почему не открываются антикафе сейчас, то думаю, что сегодня выше потребность в коворкинг-центрах, где можно выделить небольшое место настольным играм или ивентам. Со временем развлекательная часть выйдет вперед, но рабочие зоны с хорошими условиями сегодня нужнее.

Аскар Насыров родился в 1989 году в Янгиюле, в 2013 году окончил Международный Вестминстерский университет в Ташкенте по специальности «Управление бизнесом».

Артур Ахметов родился в 1990 году в Новосибирске, в 2012 году окончил Высшую Школу экономики по специальности «Социология», в 2014 году магистратуру по специальности «Финансы».