S&P Global Market Intelligence (входит в состав одной из крупнейших в мире финансовых корпораций S&P), опубликовало статью, в которой рассказывается о том, как модные бренды помогли «раскрутить» тему принудительного труда на хлопковых полях Узбекистана.

В ней говорится, что на протяжении десятилетий узбекистанцы были вынуждены собирать хлопок против своей воли. Неподчинение влекло за собой наложение штрафов, потерю работы или пособий.

«Хлопок является жизненно важной денежной культурой для правительства Узбекистана. В течение многих лет фермеры вынуждены были покупать семена и удобрения у государственной компании, выполнять государственные квоты на производство и продавать свой хлопок государству по искусственно низким ценам. Но с приходом нового президента появились признаки того, что эта практика сегодня стала менее систематической и постепенно сокращается. Число узбекистанцев, вынужденных работать на полях, сократилось более чем в два раза», — пишет автор.

В этом большая заслуга западных модных брендов, которые внесли хлопок Узбекистана в «черный список», и скорректировали свои цепочки поставок так, чтобы покупать волокна у других стран.

«В результате ряд игроков, включая Levi Strauss & Co., Marks & Spencer Group PLC, Nike Inc., Gucci и других, добились редкого прогресса в борьбе с принудительным трудом», — говорится в статье.

В последние месяцы правительство Узбекистана еще раз отреагировало на требования брендов, подняв зарплату добровольным сборщикам хлопка, увеличив механизацию сбора урожая и внеся поправки, которые впервые криминализируют принудительный труд.

В последние годы правительство также перестало заставлять школьников собирать хлопок — главный предмет спора для западных брендов — и в марте 2019 года Министерство труда США исключило узбекский хлопок из списка продуктов, произведенных с использованием детского труда.

«Хлопковый бан»

Корпоративное давление стало нарастать в 2011 году, когда более 60 крупнейших компаний в сфере одежды, включая Walmart Inc., Burberry Group PLC, The Gap Inc. и The Walt Disney Co., присоединились к бойкоту.

Дополнительное давление оказала Cotton Campaign, правозащитная организация, занимающаяся вопросами торговли, труда и прав человека. На сегодняшний день более 300 компаний обязались не использовать хлопок Узбекистана.

«В течение многих лет они [власти Узбекистана] не слушали нас и не пытались что-то улучшить, но как только мы воспользовались влиянием брендов и ритейлеров, правительство село за стол переговоров», — говорит Патриция Юревич, основатель и вице-президент Responsible Sourcing Network, проекта калифорнийской некоммерческой организации As You Sow.

В октябре члены Cotton Campaign, давние критики правительства Узбекистана, провели переговоры в Вашингтоне с министром по инвестициям и внешней торговле Узбекистана Сардором Умурзаковым.

Министр представил дорожную карту по борьбе с принудительным трудом и реформированию хлопкового сектора. В конце встречи он даже создал чат-группу WhatsApp с участниками Cotton Campaign.

«Я понял, что нам нужен прямой контакт. Без полного искоренения принудительного труда мы не сможем привлечь иностранные инвестиции», — сказал Умурзаков.

Узбекистану необходимо быстро создать много новых рабочих мест, потому что население республики стремительно увеличивается. На этом фоне власти ждут отмены бойкота, так как считают, что принудительный труд в стране больше не является систематическим или инициируемым государством.

По оценкам Международной организации труда в 2018 году 170 000 взрослых были вынуждены собирать хлопок, в то время как Узбекско-германский форум по правам человека, некоммерческая группа, которая также следит за сбором урожая, оценивает эту цифру в 400 000 и выше.

Исторический сдвиг

Какова бы ни была истинная цифра, произошел явный сдвиг по сравнению с десятилетием назад, когда число случаев принудительного труда составляло большее миллион.

«Бойкот был эффективным, потому что основные рынки, такие как США, Европа и Канада, были закрыты для экспорта хлопка Узбекистана», — объясняет Нейт Херман, старший вице-президент цепочки поставок Американской ассоциации одежды и обуви, которая представляет более 1000 брендов.

Для брендов большой проблемой была отслеживаемость. Как, например, Levi’s могла быть уверена, что джинсы, изготовленные на бангладешской швейной фабрике, не содержат хлопок, который собрал какой-нибудь школьник в Узбекистане?

Для этого компания должна была отследить хлопок с фабрики до поставщика ткани, а оттуда до прядильщиков пряжи и брокеров хлопка, которые закупают сырец из разных источников.

«Это не точная наука, и мы не усовершенствовали ее, но это все равно оказало влияние», — сказал Херман.

Вскоре к кампании присоединилось несколько крупных компаний. Adidas AG, например, с 2011 года покупает хлопок через консорциум BCI, который отказывается от хлопка Узбекистана.

Шведская H & M Hennes & Mauritz AB завила, что она запрещает поставщикам закупать хлопок Узбекистана от своего имени и стремится к получению всего хлопка через BCI к 2020 году.

Британская Tesco PLC, одна из первых розничных компаний, присоединившихся к бойкоту, требует от своих поставщиков определить источник хлопка-сырца, используемого в каждом продукте Tesco.

На графике ниже S&P Global Market Intelligence демонстрирует, как нарастало корпоративное давление в последние годы, и как это сказывалось на экспорте хлопка:

Американская Mercy Investment Services Inc. обсуждает проблему принудительного труда в Узбекистане с Target Corp. уже более пяти лет. Сеть универмагов, которая является одним из крупнейших импортеров хлопка в Америке, присоединилась к кампании в 2011 году.

«Мы просим обновлять информацию о любых изменениях в цепочке поставок, видах аудита, которые они проводят [для определения узбекского хлопка], и о том, что они узнали из этих проверок. Target — большая компания, так что мы считаем, что [в покупке хлопка Узбекистан] существует репутационный риск, связанный с финансовым», — сказал Пэт Зерега, старший директор по защите интересов акционеров в Mercy.

Target отказывается покупать хлопчатобумажную пряжу, ткани или одежду не только из Узбекистана, но и из Бангладеша. Раньше эта азиатская страна была крупнейшим импортером узбекского хлопка, доля которого достигала до 63% в 2006 году.

Но отчасти благодаря тому, что западные бренды отказались от узбекского хлопка, импорт Бангладешем узбекского хлопка в 2014 году упал до 21% и продолжает сокращаться.

Экспорт хлопка сокращается

Влияние бойкота на Узбекистан было серьезным, утверждается в статье. В 2010 году, когда участников бойкота было 60, Узбекистан экспортировал 2,5 млн кип хлопка. Сегодня число бойкотирующих выросло до 314, а экспорт хлопка сократился до 700 тыс. кип.

«Двадцать лет назад 50% нашего экспорта составлял хлопок-сырец, но сейчас он составляет менее 1%. Со следующего года мы прекращаем экспорт хлопка-сырца», — сказал Сардор Умурзаков. Узбекистан планирует производить больше готовых продуктов из хлопка внутри самой страны.

Конечно, это не приведет к автоматическому сокращению принудительного труда, считают в S&P.

Посещение нескольких ферм в конце октября вкупе с беседами с местными сборщиками хлопка и отчетами полевых наблюдателей показали, что принудительный труд остается характерной чертой урожая 2019 года.

Международная организация труда следит за сбором урожая хлопка в Узбекистане с 2015 года. Недавно несколько членов группы мониторинга выехали на хлопковые поля в Ташкентской области. Места выбирали с использованием случайно сгенерированных GPS-координат, чтобы фермеры не могли быть заранее предупреждены. На полях обнаружили несколько работников, которых опросили. По итогам беседы, длившейся почти час, было решено, что это добровольцы.

Правительство Узбекистана надеется на дальнейшее сокращение принудительного труда путем увеличения механизированной уборки урожая в четырех из 13 регионах страны с нынешних 10% до 96% в течение следующих трех лет.

Вместо экспорта хлопка планируется использовать волокно внутри страны, производя готовые ткани и одежду на $20 млрд к 2025 году. Сейчас, к примеру, эта цифра равна $2 млрд.

В Ташкенте несколько недель назад президент Шавкат Мирзиёев поручил хокимам приложить больше усилий для того, чтобы местные чиновники соблюдали курс реформ и не привлекали людей к сбору хлопка.

По словам Сардора Умурзакова, который присутствовал на встрече, президент сказал: «Вместо использования принудительного труда я бы предпочел вообще не иметь хлопка. Пусть он останется на полях».

Ранее Spot писал, что американские бренды ждут отмены бойкота текстиля Узбекистана — многие из них видят здесь новые возможности, но этические обязательства важнее.