27 марта, в среду, стало известно, что США сняли запрет на покупку хлопка Узбекистана, который был введен в 2010 году. Запрет касается лишь государственных закупок товаров, тогда как бойкот крупными брендами остается в силе.

Международная организация Cotton Campaign, которая и является инициатором бойкота, считает, что снятие запрета преждевременно, в ответ на что Департамент труда США указывает на единичность случаев детского труда, повышение эффективности проводимых расследований и судебного преследования правонарушителей.

Решение американского ведомства об исключении хлопка из черного списка позволяет любым государственным учреждениям США закупать хлопок без требования сертификации (о том, что товар произведен без использования детского и принудительного труда).

По мнению представителей Департамента труда США, отмена запрета узбекского хлопка предоставит возможность частным американским компаниям вступать в деловые связи с поставщиками из Узбекистана без опасения дискредитации своей деловой репутации.

При этом существует список конкретных брендов, которые согласились бойкотировать и исключить узбекский хлопок из своих цепочек поставок (речь идет о любом продукте, где задействован хлопок).

Этот список постоянно расширяется — если в январе там было 310 компаний, то на 5 марта (последнее обновление списка на момент публикации статьи) уже 311.

Среди тех, кто бойкотирует хлопок Узбекистана, такие бренды, как Adidas, Amazon, Burberry, Disney, Forever 21, Gap, Gucci, Ikea, Lacoste, Nike, Puma, Uniqlo, Zara и многие другие.

В феврале США с рабочим визитом посещала правительственная делегация Узбекистана, в составе которой были заместитель премьер-министра Танзила Нарбаева и министр трудовых отношений и занятости Шерзод Кудбиев. Основной целью визита как раз была выработка дальнейших механизмов взаимодействия, направленных на отмену бойкота.

В Cotton Campaign тогда сообщили, что воодушевлены решением правительства Узбекистан положить конец многолетнему принудительному труду при сборе хлопка, но, несмотря на очевидный прогресс, принудительный труд всё еще остается важной проблемой в стране.

Предварительные результаты по итогам 2018 года свидетельствуют о том, что местные чиновники по-прежнему заставляют людей собирать хлопок.

Исходя из этого, бойкот остается в силе, пока в Cotton Campaign (а не в Департаменте труда США) не увидят, что системный принудительный труд на полях Узбекистана прекращен, а структурные реформы не позволят к нему вернуться в будущем.