Рост ВВП в 2020 году ожидается на уровне 5,2−5,5%, следует из комментария Центрального банка к вопросам достижения постоянного таргета инфляции 5% в 2023 году и обеспечения стабильности цен в экономике.

С 1 января 2020 года стартует поэтапный перевод механизмов денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования с установлением цели снижения инфляции до 10% в 2021 году и постоянной цели (таргет) по инфляции на уровне 5% в 2023 году.

Наряду с тенденцией замедления темпов роста импорта, прогнозируется увеличение внешнеторгового оборота.

Ожидается сохранение благоприятной конъюнктуры цен на мировых рынках, а принимаемые меры по стимулированию экспорта позволят достичь роста объемов экспорта товаров и услуг на уровне 10% в год (это без учета монетарного золота).

Предполагается низкая волатильность цен на отечественную продукцию на мировых рынках.

Согласно основному сценарию, к концу 2020 года прогнозируемый уровень инфляции будет находиться в пределах 12−13,5%. В течение 2020 года ожидаются положительные изменения монетарных и фискальных факторов инфляции, которые позволят снизить уровень цен в экономике.

Будут приняты меры по снижению темпов роста кредитования (до 25%), роста государственных расходов (до 11%). Также, в 2020 году не ожидается влияния существенных внутренних фундаментальных рисков на обменный курс.

Дальнейшее повышение качества логистических услуг, оптовой торговли и инфраструктуры хранения товаров, увеличение количества промышленных холодильников, а также рост эффективности производства сельскохозяйственной продукции позволят снизить влияние колебаний цен на продовольственную продукцию.

Эффект от снижения ставки НДС с 20% до 15% будет способствовать нивелированию разовых шоков на цены.

Вместе с тем, повышение акцизного налога на алкогольную и табачную продукцию и увеличение импортных таможенных пошлин, в том числе на социально важные товары, такие как сахар (на 20%), мука (на 10%) и растительное масло (на 5%), в определенной степени окажут влияние на инфляцию.

«Самое главное, эти факторы, в основном, имеют разовый и краткосрочный эффект на ценовую стабильность, и в среднесрочной перспективе повышение конкуренции в экономике будет иметь понижающий эффект», — уверены в ЦБ.

Ожидается последовательное продолжение начатых структурных реформ, в частности улучшение конкурентной среды, снижение себестоимости, повышение эффективности производства и сокращение теневой экономики.

Почему Центральному банку не справиться в одиночку

Инфляция снижает не только уровень инвестиций, но и эффективность использования факторов производства. Результаты исследований показывают, что предельные издержки инфляции также имеют отдельные отрицательные и продолжительные влияния.

Усилия по удержанию инфляции под контролем рано или поздно окупятся с точки зрения лучшей долгосрочной эффективности и более высокого дохода на душу населения.

Исходя из этого, в основных направлениях денежно-кредитной политики Центральный банк особое внимание уделяет роли и значению низкой инфляции.

В условиях стабильности внутренних цен население и бизнес будут иметь возможность сохранить заработную плату, пенсию и другие доходы, а также сбережения в национальной валюте от инфляционного обесценения. Это повышает уверенность при планировании расходов и инвестиций.

Центральный банк посредством использования инструментов денежно-кредитной политики не может оказывать прямое влияние на повышение эффективности факторов производства или технологическое развитие.

Сама по себе денежно-кредитная политика не может быть основным источником стабильного повышения экономического потенциала страны. Регулятор настаивает, что надо:

  • улучшать конкурентную среду в экономике;
  • повышать производительность труда и энергоэффективности;
  • усиливать внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность через развитие инфраструктуры;
  • проводить последовательные структурные реформы, направленных на облегчение организации и ведения бизнеса.

Все это и является основными факторами, обеспечивающими экономический рост.

Ранее Spot писал, что 1 января 2020 года начинается поэтапный переход на инфляционное таргетирование, и объяснял, что это даст.