Как ранее писал Spot, в Узбекистане со 2 марта ввели комиссию за торговый эквайринг — все банки начали взимать с торгово-сервисных предприятий комиссию в размере 0,2% от суммы платежа, проведенного через терминалы местных платежных систем Uzcard и Humo.

«Бесплатное обслуживание платежной системы не соответствует международным стандартам и не стимулирует развитие платежной инфраструктуры и платежных сервисов, инвестиции в новые платежные продукты», — пояснили в ЦБ.

Там же отметили, что новые правила позволят, с одной стороны, покрыть часть расходов на развитие платежной инфраструктуры, с другой — предложить клиентам, часто использующих оплату картой, различные системы поощрений и вознаграждений (например, cashbak).

«На самом деле, такая комиссия берется по всему миру, но у нас её не было. На Humo разрешили комиссию, но тоже на усмотрение самого банка. Боясь потерять клиента, банки отказывались от этой комиссии, а вообще, это нормальная мировая практика», — считает основатель группы компаний Smart Group (рестораны «Винарыба», «Манас», Steam bar, Green) Санжар Максудов.

Сооснователь и руководитель сети Art Павел Вольф отметил, что любые дополнительные расходы всегда ложатся на конечного потребителя.

«Если это (что везде снимают процент) действительна международная практика, то ее тоже нужно ввести, но, так как в Узбекистане рабочая сила дешевле, чем в европейских странах, и нашим банкам нужно меньше средств на текущие расходы, то соответственно и процент за каждый платеж стоит уменьшить и не равняться в этом плане на европейские государства», — считает предприниматель.

Сооснователь Topchan Hostel Ойбек Халов оценил комиссию как дорогую:

«Могу сказать, что это дорого. За нал никто не платил до второго марта 2020, но теперь инкассаторы тоже решили брать деньги за свои услуги. Мы собираемся сами отвозить свои деньги в банк, тогда это будет бесплатно», — сказал он.

На вопрос, не приведут ли новые правила к тому, что торговые точки снова начнут прятать терминалы, директор Национального межбанковского процессингового центра (платежная система Humo) Шухратбек Курбанов ответил, что в среднесрочной перспективе можно ожидать обратного эффекта — роста платежей картами.

«Потому что эта комиссия предоставит банкам дополнительные средства для программ стимулирования оплат картами. Как и во всем мире. Когда клиенту выгодней оплата картами, он предпочтет места, где такая оплата принимается, тем местам, где магазины будут прятать терминалы», — пояснил Шухратбек Курбанов.

В то же время он напомнил, что за отказ принимать оплату картой в существующем законодательстве есть ответственность и отметил, что на работе Humo комиссия в 0,2% никоим образом не отразится, потому что это комиссия банка эквайера.

«Действительно, во многих странах взимается процент с терминалодержателей. Мы отнеслись к этому положительно — здесь надо понимать, что банк тоже источник прибыли», — отметила основатель магазина «Ботаника» Алина Ким.

Она обратила внимание, что процент небольшой, так что это никак не отразится на розничных ценах магазина.

«Но я такой же потребитель как и все, и подразумеваю, что некоторые бизнесы будут злоупотреблять этим — поднимут цены, будут говорить что терминал неисправен, не работает — как было это в начале, когда ввели его», — прогнозирует предпринимательница.

Алина Ким также призналась, что ее больше всего смущают расчеты картами Humo, Visa и Mastercard.

«Я считаю неправильным то, что банк снимает 1,5% с держателя карты (1% с торговых точек). Сейчас потребителям, которые хотели расплатиться этими картами, легче расплачиваться наличными», — сказала она.

В Uzcard, сети супермаркетов korzinka.uz и Makro на запрос о комментарии не ответили.

В Telegram-канале Bank va Mijoz, который специализируется на освещении банковского рынка, напомнили, этот платеж был и раньше, просто его тогда оплачивали банки. Из-за этого им приходилось повышать цены на банковские услуги или сокращать рабочие места.