Фаррух Ходжаев,

основатель и руководитель Kapital Depozit.

Как работает брокерская компания

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемым видом, и согласно законодательству существуют установленные требования к минимальному размеру собственного капитала.

ООО Kapital Depozit была основана в 2005 году как депозитарная компания. В то время минимальный размер собственного капитала такой организации должен был быть не менее 3000 МРЗП, что было эквивалентно примерно $24 тыс. по рыночному курсу.

Наша компания работает как с местными, так и иностранными клиентами. Сложность работы с иностранными инвесторами заключается в том, что обслуживание требует высокой экспертизы и знания английского языка, а с местными — приходится объяснять базовые финансовые и инвестиционные понятия.

Комиссия брокера напрямую зависит от суммы сделки — чем больше сумма сделки, тем меньше комиссия. К примеру, до 100 млн сумов — 1%, от 100−500 млн сумов 0,8% и так далее.

К сожалению, профессиональные участники рынка ценных бумаг Узбекистана — небольшие компании и пока они с приставкой «микро», и у них нет больших бюджетов на PR и рекламу, поэтому нам приходится пользоваться доступными инструментами продвижения в рамках ограниченного бюджета. Самый распространённый инструмент продвижения — сарафанное радио.

Карантин и биржа. На фоне резкого апрельского обвала сума к доллару США, снижения основной ставки с 15% до 14%, некоторые наши клиенты встревожились и начали закрывать свои позиции на бирже.

Наблюдались и позитивные моменты — большинство людей перешли на удалённую работу, получив, таким образом, время и возможность изучить информацию о фондовом рынке. Во время карантина число наших клиентов физических лиц увеличилось на 25%.

Развитие брокерской деятельности напрямую связано с развитием фондового рынка в целом. Я убежден, что при нынешнем состоянии финансовой грамотности нашего общества, основным драйвером развития рынка могут быть корпоративные облигации. Это более простой и понятный инструмент чем акция, и может быть выгодной альтернативой падающим банковским депозитам, а для бизнеса банковским кредитам.

Недоверие инвесторов к брокеру и бирже

К сожалению, в стране еще не развита культура инвестирования в ценные бумаги, и это касается не только акций, но и корпоративных облигаций.

Недоверие инвесторов к брокеру и бирже обусловлено недоверием к системе в целом. Основные причины такой ситуации заключаются в следующем:

  1. Несовершенство законодательства и государственного регулирования в области защиты прав инвесторов.
  2. Проблема информационной прозрачности фондового рынка — отсутствие равного доступа к достоверной рыночной и финансовой информации о компаниях.
  3. Отсутствие ликвидности на фондовом рынке — у финансистов есть такое выражение: «ликвидность притягивает ликвидность», иными словами, «где есть деньги, туда и приходят деньги». Проблемы отсутствия ликвидности отбивает желание инвесторов вкладывать в ценные бумаги.
  4. Неготовность бизнеса стать действительно ответственной и прозрачной публичной компанией — отсутствие долгосрочного мышления у бизнеса, стремящегося к увеличению не просто дохода, но и капитализации. Непрозрачность финансовых отчетов, наличие двойной бухгалтерии, отсутствие или формальное проведение аудиторских проверок.
  5. Финансовая неграмотность населения — большинство не обладает даже базовыми навыками, как регулярное накопление части доходов, ведение семейного бюджета и так далее, а более сложными методами приумножения капитала (вложение в акции или в облигации) интересуются в основном квалифицированные инвесторы.

Что касается компаний-эмитентов, они приходят на фондовый рынок с целью привлечения финансирования. Ради этого они готовы выполнить ряд регуляторных требований, но в замен хотят получить гарантию размещения своих ценных бумаг.

Однако такие гарантии им не может дать ни инвестиционный консультант, ни брокер и тем более фондовая биржа. При этом компаниям необходимо оплатить пошлину государству, листинговый сбор и услуги консультанта.

Фондовый рынок мира и Узбекистана

Доступность инструментов — если на зарубежном рынке открыть брокерский счет можно не выходя из дома, буквально в несколько кликов, то здесь потребуется посещение брокерской компании и заключение договора.

IT-инфраструктура зарубежных рынков очень развита и надежна. Инвесторам и трейдерам доступны самые передовые программные продукты, мобильные приложения, торговые терминалы и платформы, а в Узбекистане пока есть только Единый программно-технический комплекс.

Он принадлежит государственному предприятию и при этом очень плохо финансируется государством. Все профессиональные участники привязаны к этой системе и не имеют технической возможности внедрить собственные автономные IT-решения.

Организационная структура — на зарубежных рынках имеется организационная структура, состоящая из фондовой биржи, Центрального депозитария (ЦД), клирингового центра и брокерских компаний. Они имеют свои четко определенные задачи и обязательства.

Например, в обязанности ЦД входит пост-трейдинговое обслуживание, выполнение расчетов по сделкам с ценными бумагами. В Узбекистане денежными расчетами занимаются брокеры, а ЦД менее интегрирована в трейдинговые операции.

Ликвидность и объёмы продаж. За рубежом показатель ликвидности выше в несколько раз, что позволяет торговать большими объемами. Так, к примеру, на Нью-Йоркской фондовой бирже сделки на сумму $1 млн могут разойтись за несколько секунд, а у нас это большая редкость и такое возможно только по некоторым активам.

За последние два года ликвидность по акциям некоторых компаний заметно увеличилась, например АО «Кварц», АО «Кизилкумцемент», АО «Узметкомбинат», АО «УзРТСБ», АО «Ташкентвино», АО «Узвторцветмет» и так далее.

Сегодня узбекский фондовый рынок находится на стадии становления и имеет множество проблем и недостатков, но несмотря на это, он достаточно перспективен. Дальнейшее развитие возможно только при комплексном подходе как со стороны государства, так и профессионального сообщества.

В целях привлечения новых инвесторов необходимо регулярно организовывать мероприятия по повышению финансовой грамотности населения, проводить народные IPO и листинговать разнообразные новые инструменты для вовлечения граждан в инвестирование.

Ранее Spot на карточках объяснял, как начать инвестировать в акции, сколько для этого нужно денег и как выбрать брокера.