Евгений Лукьянчиков,

несколько лет работал региональным директором «Яндекса» в Узбекистане, ныне — директор по развитию бизнеса в «Ситимобил».

Есть большая и всем известная особенность в том, что в Узбекистане по интересному стечению обстоятельств 20 миллионная интернет-аудитория замкнулась в Telegram и безуспешно пытается развиваться там.

Сегодня развитие внутри мессенджера всего интернета — тупик, но у «ВКонтакте» есть все необходимое и больше возможностей, чтобы изменить этот вектор развития.

По моему небольшому опыту запуска соцсетей в Узбекистане («Яндекс.Махалля»), тех кто создает контент в стране, сравнительно немного. На это стоит обратить внимание при запуске и заранее продумать как быть с тем, что аудитория будет, а контент не обязательно появится.

Да, сегодня в Узбекистане это направление слабо развито, но я в этом вижу только плюсы — возможность создавать, а не подстраиваться. Если «ВКонтакте» не позиционировать исключительно как соцсеть, то аудитория — весь интернет внутри страны.

По моему мнению, сейчас платформа в стране не так популярна в следствии малого интереса компании в этом рынке. Нужно заметить, что Facebook с Instagram, как и многие другие глобальные и локальные участники далеки от желанного проникновения и лидерства (Telegram исключение).

Как забрать долю от Facebook, Telegram и Instagram

Я бы пошел ва-банк и предложил команде «ВКонтакте» передумать бизнес-модель, которая сейчас построена на монетизации рекламы. Сходу начать думать двумя годами позже.

Сейчас это необходимо сделать исходя из того, что рынок digital-рекламы в Узбекистане очень мал — $10−12 млн в год, он уже поделен и не растет, так как e-commerce не развит (точнее его нет).

Мы понимаем и принимаем, что ближайший год на рекламном рынке компании терять нечего, поэтому щедро раздаем рекламу и спецпроекты за партнерства и эксклюзивный контент на площадке, тем самым привлекая аудиторию.

К примеру, концерты VK Fest с трансляцией на Zor TV, оффлайн/онлайн спонсорства мероприятий, интересные условия для местных блогеров и сообществ, контент для Узбекистана со всего СНГ от тех, кто является авторитетом и прочие многочисленные инструменты привлечения.

С появлением аудитории у «ВКонтакте» есть как минимум несколько уникальных вещей, которые с фокусом на локальные особенности должны выстрелить:

  1. Платформа миниаппов. В соцсети уже сейчас успешный суперапп в России с мини приложениями, которые бизнесу легко создавать и распространять внутри. У команды все шансы создать свою экосистему, которая не будет доступна другим участникам рынка. Я бы не стеснялся построить экосистему на партнерствах, а не собственных сервисах, ведь перенести миниапп не потеряв все нажитое невозможно.
  2. E-commerce платформа. Если будет аудитория внутри страны, то у компании все шансы начать e-commerce трансформацию, став местным Amazon. Само собой, если будет учитываться специфика страны, вроде необходимости интеграции платежной системы Uzcard и других локальных особенностей. С развитием электронной коммерции начнут появляться новые рекламодатели и бюджет, при этом куда его приземлять уже не будет возникать вопросов.
  3. VK Pay. Имея огромную долю в e-commerce бизнесе внутри страны, начнут открываться перспективы перед электронным кошельком. Кроме очевидных оплат в интернете всего на свете есть огромные суммы трансграничных переводов между Россией и Узбекистаном, которые нужно замкнуть на себя.

Кроме того, у Mail.ru Group в РФ совместное предприятие с AliExpress, который уже представлен на платформе миниаппов и стабильно развивается. Уверен, что в сегодня рынок Узбекистана для AliExpress — black box и они будут счастливы раскрыть перед собой новую аудиторию в 33 млн человек через «ВКонтакте».

Завидую команде. Уверен, что при должной настойчивости, и имея все те инструменты, которые уже есть у платформы, за пару лет можно устроить внутри страны digital-революцию, захватить рынок и создать свой новый.

Ранее эксперты рассказали Spot о перспективах «ВКонтакте» в Узбекистане.