Акмаль Салихов

IT-ментор, основатель студии по разработке 3D-проектов в виртуальной и дополненной реальности VRonica.

Новые локдауны по всему миру невольно заставляют задать себе вопрос «когда будет новый карантин?». Уверен, не я один задаюсь этим вопросом, и точного ответа, разумеется, никто не даст.

В прошлом году мы успешно запустили первый в стране инкубатор разработки игр — GameDev Goethe. Сейчас открываем второй сезон проекта и, планируя новый запуск, я решил вспомнить, каково это было перенести весь проект, который изначально был продуман как оффлайн проект, в полностью онлайн активность.

«Идеальный» план

2019 год был насыщен интересными офлайн-мероприятиями — я и сам успел провести достаточно много мастер-классов по теме разработки игр в крупных IT-университетах страны.

Но проблема разовых ивентов в том, что в них отсутствует некая нацеленность на долгосрочный результат. Мероприятия обычно достаточно короткие, молодежь собирается на несколько дней и зачастую не продолжают то, что начали, нужно время, чтобы человек внес новую активность в часть своей жизненной рутины.

Мне в свою очередь хотелось создать более долгосрочный проект — место, где все желающие могли бы создавать свои игры, объединиться с единомышленниками и сделать свой проект при поддержке сообщества и экспертов.

По формату это было близко к классическому бизнес инкубатору, но с узкой специализацией — разработка мобильных игр. Первый вопрос, который естественно возник — где этот инкубатор должен физически находиться.

К концу 2019 года меня пригласили в качестве ментора в первый GameJam в Узбекистане, организованного Гете-институтом в Узбекистане. В тот день и возникла идея, что именно библиотека этого института могла бы стать идеальной локацией для проекта инкубатора.

Я рассказал об идее Фаруху Максумову, менеджеру по развитию инкубации IT Park, там решили поддержать нас. К слову, Гавхар Закирова, руководитель библиотеки Гете-института тоже была рада такой инициативе, и спустя несколько недель мы уже начали работать над инкубатором.

Институт, помимо того, как предоставил библиотеку, как локацию для проведения проекта, профинансировал основные расходы.

Таким образом, в начале февраля 2020 года появилось финальное название инкубатора — GameDev Goethe, а чуть позже наш слоган — «Создай свою игру».

Мой план был примерно такой — два раза в неделю резиденты инкубатора (участники прошедшие отбор) приходят на территорию GameDev Goethe, где изучают процессы создания игры и получают ценные консультации. Чтобы добавить атмосферу спортивного интереса и ощущение дедлайнов, график проекта был разделен на три этапа с небольшими призами.

В итоге получалось так, что участники посещают инкубатор два раза в неделю, работают над своими играми, а в конце каждого месяца подводятся итоги, и лучшие игры каждого этапа получают призы.

Внезапное изменение планов и переход в онлайн «подручными» средствами

Мы утвердили план проекта и начали распространять информацию о проекте, к моменту, когда получили около 300 заявок, в стране был объявлен карантин, и все наши офлайн-планы рушились.

Не уверен, можно ли назвать это везением, но мы изначально планировали провести церемонию открытия инкубатора в начале марта, но несколько раз отодвигали дедлайн приема заявок. В итоге финальной датой дедлайна было 15 апреля — к этому времени карантин в городе дошел до максимального уровня и надеяться на офлайн-открытие инкубатора уже было бессмысленно.

Почти две недели мы пытались перестроить наши планы с учетом онлайна. Одно дело провести одну конференцию через Zoom, другое — перенести все активности, запланированные на три месяца, в дистанционный формат.

В связи с этим нам пришлось спешно использовать подручные IT-инструменты. Весь процесс можно было бы заметно упростить при использовании специально созданной под проект онлайн CRM-системы и бота в Telegram. Но все было спонтанно и времени что-либо разрабатывать с нуля не было, поэтому у нас получился вот такой вот «костыль»:

  • Telegram-каналы;
  • Telegram-группы;
  • "Яндекс.Формы";
  • папки на «Яндекс.Диск» с разными уровнями доступа;
  • таблицы в Google Sheets с разными уровнями доступа;
  • виртуальные комнаты в Spatial Chat;
  • бессчетное количество ссылок на Zoom конференции и рассылок в Telegram.

Взаимодействие между элементами выше происходили примерно таким образом:

Основной Телеграм-канал использовался для оповещения всех участников, на втором мы публиковали результаты работ участников. Группы в Telegram разделили на разные группы — резиденты, участники хакатонов.

По сути, участники инкубатора не раз выходили с предложениями перенести все в Discord, но мне лично не очень нравится его перегруженный интерфейс, но еще большая проблема его непопулярность в стране — многим пришлось бы объяснять, как им пользоваться. И даже если бы мы его убедили установить, люди бы редко заходили в него и пропускали бы важные сообщения.

Говоря о Spatial Chat, мы использовали его всего один раз, чтобы провести Team Building Event, но у сервиса достаточно высокая цена и скудные настройки, поэтому больше к нему не возвращались.

Папки в «Яндекс.Диске» использовались для хранения и распространения всех работ участников, записей мастер-классов, а также фото-видео с мероприятий. Хочется отметить, что «Яндекс.Диск» работает гораздо стабильнее чем Google Диск, а с подпиской «Яндекс Плюс» (которую я все равно покупаю для Yandex Go) вы получаете +20 гб места.

«Яндекс.Формы» использовали для приема заявок и тестовых заданий. Результаты заявок скачивались в виде Excel-таблицы и импортировались в Google Sheets.

Весь учет мы вели в Google Sheets, приватные таблицы использовались организаторами. Они синхронизируются онлайн, и это, в свою очередь, позволяло всем организаторам вести учет в одном месте и видеть обновления.

Кроме этого, было несколько публичных таблиц для ввода данных участниками, например, распределение на команды или голосования за лучшие проекты.

Ошибки

Избыточный объем вопросов и количество форм. Для регистрации на инкубатор мы сделали три формы на трех языках. Надо признать, что любой, кто живет в Узбекистане знает в совершенстве либо русский, либо узбекский язык и форма регистрации на английском, по сути, бесполезная трата времени. Сохранив только две, мы бы уменьшили себе работу с обработкой данных.

Кроме этого, в форме было слишком много вопросов, которые можно было бы убрать, из-за этого таблица становилась просто огромной. Поэтому, добавляя еще один вопрос, спросите себя «мне действительно нужны эти данные, хочу ли я потом обрабатывать их, когда будет более 500 ответов?».

Отсутствие Telegram-бота для рассылок клиенткой базе. С людьми, которые регистрировались в «Яндекс.Форме», приходилось связываться через Telegram, у которого работают анти-спам механизмы.

Если вы пишите более 30 незнакомым людям в день, то мессенджер не дает больше писать новым людям. А нам, в свою очередь, на этапе предварительного отбора было нужно связаться с 300 человек. Упростить задачу можно было за счет короткого сообщения в конце заполнения формы, чтобы получать уведомления и информацию о следующем этапе.

Отсутствие учета посещений в Zoom-конференциях. Мы сделали посещение лекций по желанию, а не обязательными, из-за этого количество слушателей в Zoom-конференциях постоянно уменьшалось.

Что в итоге

Подводя итоги, мне бы хотелось провести небольшое сравнение плюсов и минусов двух форматов:

Плюсы:

  1. Доступность. Если бы проект проводился офлайн, то часть резидентов не смогла бы принять участие. Сейчас среди активных резидентов у нас есть жители Самарканда и Джизака. Онлайн выравнивает всех — каждый имеет возможность участия в любом проекте вне зависимости от местоположения.
  2. Экономия времени. Для участия достаточно открыть ссылку на своем устройстве.
  3. Возможность повторить. Онлайн мастер-класс/семинар может быть записан, и желающие могут повторить его в удобнее время.
  4. Низкий порог входа. Любому человеку проще добавиться в новый канал в Telegram, чем физически прийти в новое неизвестное ему место. Онлайн позволяет завлечь больше людей, и им ничего не стоит отказаться, если их что-то не устраивает.

Но при всех плюсах онлайна есть и минусы, особенно они касаются проблемы коммуникации:

1. Взаимодействие с группой. То, что вы можете объявить на семинаре, где присутствует 50 человек, гораздо сложнее сделать в онлайне. Около 30% участникам приходится писать личные сообщения.

2. Отсутствие условий. К сожалению, не у всех есть доступ к стабильному интернету и веб-камере. На церемонии открытия только 50% участников смогли включить свои камеры, что конечно же нарушало ощущение настоящего мероприятия.

3. Неестественность. Онлайн коммуникация довольно новое явление для человека, поэтому любая офлайн-коммуникация кажется более натуральной и естественной, а самое главное — реальной.

4. Продуктивность. Интенсивные мероприятия, к примеру, хакатоны крайне сложно проводить онлайн. Примером может служить наш зимний хакатон, когда группа людей находится в одном месте и вместе решают одну проблему, они синхронизированы по времени и месту и это создает синергию.

5. Настроение. Надо признаться, что собраться вместе выпить по чашке кофе и обсудить что-либо гораздо веселее и интереснее, чем обсуждать тоже самое в чате. А иногда просто хочется куда-то выбраться.

Новый набор в инкубатор скоро стартует и предыдущий опыт проведения сильно изменил наши взгляды на то, как лучше всего проводить долгосрочные проекты, где участвует большое количество людей.

Будет ли новый инкубатор полностью офлайн? Нет, я вижу какие плюсы дает онлайн для такого рода ивентов, поэтому отказываться от дистанционной части, мы, разумеется, не хотим. Идеальным форматом для меня кажется та же самая магическая пропорция по правилу Парето — 80\20.

Новый инкубатор будет на 80% проводится в онлайне и на 20% будет состоять из оффлайн мероприятий. Участники будут получать знания в онлайн формате, а этапы интенсивной работы над игрой будут проходить офлайн.