Каким был 2020 год

Заказы увеличились. Во время карантина запросы на наши услуги увеличились, чем до начала пандемии. Из-за внесенных ограничений в жесткий локдаун, digital и виртуальная реальность стали единственным решением застройщиков, а VR технология, в свою очередь, позволяет удаленно (в случае 360 онлайн версии) показать интерьеры и экстерьеры здания, а при использовании шлемов виртуальной реальности — с эффектом присутствия.

Современные VR шлемы мобильны и стали доступнее в цене, так что их теперь гораздо легче масштабировать, к примеру устанавливать отделы продаж застройщика или делать выездные показы.

В целом возросло понимание, что виртуальная реальность может решить часть проблем, которые невыполнимы офлайн — в этом году мы сняли в два раза больше новостроек, чем в прошлом году.

Но за плюсом всегда следует минус. Так, к примеру, если раньше выставки делали неплохой объем, где VR был единственным способом демонстрировать многое в небольшом месте, то, к сожалению, в этом году этот сегмент не получил развития. Еще один негативный момент офлайна связан с гигиеническими процедурами, заключающимися в надевании и правильной дезинфекции VR-шлема.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Карантин выровнил стартапы. Раньше во всех стартап-мероприятиях были локал питчи, то есть ребята приходили и рассказывали о своих проектах, а ребята из регионов, которые не могли приехать, свои проекты представляли по Zoom — ты невольно запоминаешь живого человека лучше, и это невольно влияло на оценки.

В этом году все проходило онлайн, поэтому ребята из регионов никак не отличались от участников столицы, и поэтому преимущество нахождения в Ташкенте уменьшилось.

Позитивным моментом для стартапов следует отметить изменение инвестиционных привычек. Если раньше инвесторы в основном вкладывались в свадебные дома, салоны или же в «Миллий таомлар», то сейчас они видят падение общепита, и поэтому свои свободные деньги они будут инвестировать в IT-проекты — одна из сфер, которая не пострадала в карантин.

К этому еще можно включить учебный процесс — все образовательные учреждения закрылись, ушли в онлайн. В итоге образовалось огромное количество путей для преобразований в сфере образования. Сейчас в стартап питчах мы много слышим про аналоги Zoom, Мoodle. Если буквально два года назад эти идеи не смогли получить хороших оценок, откликов, то сейчас проекты в сфере онлайн-образования кажутся вполне жизнеспособным.

Пришло время диджитала. Год стал толчком к развитию сферы IT — впервые появились онлайн-потребители, диджитал стал приоритетом, возросло его применение по сравнению с предыдущими годами. К примеру, если раньше многие даже не слышали про онлайн-доставку, то сейчас практически все стали постоянными клиентами тех или иных видов этого сервиса.

Пандемия подстегнула не только электронную коммерцию — люди, частный бизнес и государственные организации начали активно пользоваться онлайн-сервисами, как для работы, так и для себя. Например, Zoom стал одним из самых популярных приложений в Узбекистане в карантин — чаще всего оно оказывалось в топ-3 самых скачиваемых приложений как для iOS, так и для Android.

В целом IT-сфера Узбекистана в этом году сделала большой шаг в плане развития.


О господдержке

Государство делает намного больше, чем в целом я бы мог от него ожидать. Предоставленные льготы, в свою очередь, позволили нам не платить налоги. Созданные для нас условия намного лучше, чем в Hi-Tech Park Belarus — белорусские компании платят налоги, а резиденты IT Park имеют ряд льгот — освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений до 2028 года, уплаты таможенных платежей за ввозимое ПО, оборудование и так далее.

Скорость интернета выросла. В этом году для меня неожиданностью стало увеличение скорости интернета — теперь мой домашний интернет за 150 тыс. сумов доходит до 100 Мбит. Действительно, мы жаловались на качество интернета — государство предоставило нам скоростной интернет, мы были недовольны системой налогообложения — нам предоставили льготы. Отрадно, что государством или при поддержке государства проводится много ивентов и мероприятий — в 2019 году в Ташкенте прошло более 10 мероприятий для стартапов.

Несомненно, государство должно понимать, что оно может и что ему не под силу сделать. Например, в компетенцию государства входит задача привлечения людей в IT, стартапы, и для этого имеется много государственных каналов для агитации (телевидение, радио, газета, журналы и так далее).

Но действительно сложным будет для государства реально вырастить из этих увлекающихся ребят настоящих бизнесменов-стартаперов. Можно привести хороший кейс — конкурс от Мининноваций. Я считаю, правильным было бы распределение денег (этап финансирования) возложить на ответственность частных компаний.

В качестве примера было бы полезно рассмотреть опыт Казахстана (Tech Garden в Алмате), куда правительство выделило средства, организовало тендер и нашла партнера — частная компания венчурный фонд, которая организовала акселератор на деньги государства.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Каким будет 2021 год

IT-рынок сделает большой рывок. Во-первых, пандемия показала, что офлайн-бизнес нестабилен, и это надолго — привычки потребителей изменились, многих сфер, особенно бизнес, жестоко коснулся карантин. В этом году практически все перешли в онлайн, и я думаю, что этот тренд останется и в следующем году. Во-вторых, есть свободный капитал — как я сказал выше, теперь то, что всегда казалось относительно безопасным вложением средств (общепит, торговля) уже не кажется таковым. Есть часть денег, которые предприниматели предпочтут инвестировать в IT-направление.

Впервые изменится отношение к дистанционному образованию. Те, кто вначале не хотели переходить на онлайн, сейчас поняли его положительные стороны. Онлайн-образование имеет много преимуществ, к примеру, для меня лично — доступность и скорость. Любую программу или курс в традиционных четырехлетних университетах, образовательных учреждениях можно пройти дистанционно и за гораздо быстрый срок. Если цель человека реальные навыки, а не «корочка», то онлайн-обучение это лучший вариант.

Еще немаловажным фактором является снижение затрат. Тот факт, что такое обучение дешевле, чем-то, которое проводится офлайн, достаточно, чтобы убедить людей рассмотреть этот вид обучения.

Единственная проблема онлайна — то, что в нем нет элемента ответственности (некий human connection). Люди запросто могут пропустить вебинары, но не офлайн мероприятия. Думаю, что эту проблему можно решить мотивацией — человек безусловно будет стараться, если будет знать, что взамен за свои труды он получит награду.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Онлайн или офлайн? Мы сейчас запускаем курсы для GameDev Goethe — инкубатору разработки игр, они будут 100% онлайн. Изначально мероприятие хотели провести офлайн, договорились с пятью учебными курсами, но потом подумали, что этого делать не стоит. Зачем это? Как мы будем мониторить качество офлайна, как нам обеспечить параллельное присутствие опытных тренеров в пяти разных локациях, когда их можно по пальцам сочетать. Да и нужно признать, что в пост-карантинный период люди не хотят лишний раз находится в замкнутом пространстве с большим количеством людей. Здесь надо признать, что офлайн тяжело скейлить, тем более в образовании.

Очень надеюсь, что в следующем году будет больше ивентов с международным участием (спикеры, инвесторы). Я бы хотел, чтобы больше людей получили информацию об Узбекистане. У меня есть скромное желание — сделать Ташкент столицей GameDev Центральной Азии, и кажется, что это возможно.

Планы. В первую очередь, наконец-то, запустить локальный продукт компании в сфере B2C — мы готовы к этому. VRonica набрала не мало опыта создавая решения для корпоративных заказчиков, и теперь я думаю мы готовы к запуску своих продуктов. Кроме этого, на рынке появился новый революционный шлем с идеальной ценой в $300, поэтому VR можно начать масштабировать. Наверное, впервые в 2021 году мы сможем сделать VR-продукт, который можно будет демонстрировать в HoReCa и других аналогичных местах.

Во-вторых — развить инкубатор GameDev Goethe и помогать нашим резидентам превращать их увлечения в полноценную профессию, дать возможность молодежи зарабатывать создавая игры. Мы видим в этом перспективы.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В-третьих — в 2019 году в Москве прошла одна из крупнейших конференций по разработке игр White Nights, где мы представили Узбекистан с VR-игрой под рабочим названием KeyLight. В 2021 году мы хотим провести первую в Узбекистане конференцию, посвященную созданию игр. Цель — демонстрация игровых проектов отечественных разработчиков (зарубежные игры займут небольшую часть экспозиции). Уверен, что если молодежь увидит игры, которые были сделаны их соотечественниками у них тоже возникнет желания создавать свои.

В-четвертых — создать фильм в формате виртуальной реальности о том, каким может быть Узбекистан через 50 лет. Какие проблемы ждут страну, и как мы их решили.