Год назад жизнь в Узбекистане, как и во многих странах мира, напоминала апокалиптический фильм: пустые улицы городов, страх за свое здоровье и здоровье близких, напоминание из рупора автомобилей силовых структур о необходимости оставаться дома.

События развивались стремительно: закрывались границы, не только международные, но и внутри страны, один за другим приостанавливалась работа различных видов бизнеса. Всех сковал страх неизвестности. Сложнее всего пришлось предпринимателям, которые были вынуждены не только спасать бизнес, но и решать судьбу десятков, сотен своих сотрудников.

Сейчас пандемия стала новой реальностью, с которой все научились как-то жить. Однако, все еще сохраняется элемент некой туманности будущего, а сокрушительные последствия пандемии будут проявляться еще не один год.

С другой стороны тот год, полный сложностей и вызовов, стал катализатором позитивных изменений во многих сферах.


«Было страшно подумать, что это надолго»

К моменту, когда в Узбекистане был обнаружен первый случай заражения коронавирусом многие страны принимали решительные меры по борьбе с вирусом, включая закрытие границ, введение локдаунов. Тогда не было понятно, последует ли Узбекистан примеру других стран или будет действовать по собственному сценарию.

«Казалось что это точно недели на две. И было страшно даже думать, что продлится дольше, потому что большая часть работников в общепите живет на ежедневные заработки», — говорит сооснователь Pie Republic и «Пастернака» Лазиз Гулямов.

В первую очередь о судьбе сотен своих сотрудников подумал также основатель Havoqand People (Les Ailes, Chopar, Torero) Ахмад Мелибаев:

«Я интуитивно понял, что история с коронавирусом очень серьезная и с нами надолго. Было одновременно неопределенно и нужно было очень быстро принимать решения. Все мои процессы и задачи тогда были вокруг того, как не оставить 700 человек без работы. Не могу похвастаться что у нас это получилось на 100%, но большая часть ребят осталось с нами», — отметил ресторатор.

Независимо от личных прогнозов по развитию событий всех предпринимателей объединяло одно — быстрая перестройка, налаживание процессов под новые реалии и корректировка планов с учетом текущих изменений.

«Сразу начал просчитывать, насколько может затянуться пандемия и какие можно понести потери. Разрабатывая дальнейшую стратегию задавал себе много разных „а что, если…“, потому что привык иметь несколько альтернативных решений», — говорит основатель ресторанов Belle Maman, «Дикарём» и пироговой «Свидальня» Артур Рудометкин.

Оглядываясь сейчас на ситуацию с коронавирусом предприниматели отмечают неготовность бизнеса и экономики в целом к подобным кризисам. По словам Ахмада Мелибаева, пандемия показала, что не каждая компания имеет «подушку безопасности».

Les Ailes. Фото: Havoqand People

Рестораторы также сошлись во мнении, что кризис отрасли еще продолжается. По словам Гулямова, он сильно расчистил рынок, ряд заведений были вынуждены закрыться, общепит заметно обветшал в инвестициях, больше никто не хочет скидывать большие деньги на огромные залы для свадеб.

Он также добавил, что многие большие сети все еще не вернулись к выручке докарантинного периода.

«Я не буду рассказывать красивые истории, мы к выручке до карантина все еще не можем в некоторых филиалах вернуться. Пришлось закрыть проект Family. Потеряли кого-то из команды и это самое для меня болезненное», — говорит основатель Havoqand People.

Это относится не только к сфере общественного питания. Многие отрасли до сих пор не могут даже начать восстанавливаться. По мнению Мелибаева, государство могло не так сильно рушить экономику.

Затяжной кризис может завести рынок в тупик, считает Артур Рудометкин. Но, что бы не случилось, бизнес должен подстраиваться под новые реалии, адаптироваться под любые условия, чтобы не утонуть, ведь любой кризис — это еще и возможность, добавил он.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Уроки пандемии

Несмотря на все сложности, пандемия позволила предпринимателям вынести ценные уроки, послужила стимулом для позитивных изменений.

«Мы через боль и кровь поняли, где наши слабые места. Я даже обнаружил что по цифрам мы были на грани в одном из брендов. Срочно вернулся в процессы сам, компания начала трансформацию. Сейчас мы агрессивно растем и систематизируем бизнес. Трансформировали и укрепили команду. Два проджект-менеджера выросли до управляющих партнеров, в том числе, проявив себя во время кризиса. Сейчас в маркетинг пригласили поработать экспата из России, в новом проекте буду строить команду с коллегами из Турции. Хочу попробовать внедрить лучшие зарубежные практики в работу управляющей компании и брендов. Кризис показал, что важно инвестировать в команду» — подчеркнул Ахмад Мелибаев.

В карантин начала активно развиваться доставка. Заведения за считанные дни создавали Telegram-боты, подключались к службам доставки, запускали колл-центры.

Лазиз Гулямов отмечает, что запущенный во время локдауна бот доставки отлично работает и сейчас. По словам Мелибаева, клиенты Les Ailes, Chopar и Torero также чаще стали заказывать еду онлайн и на вынос.

Снизилась платежеспособность населения, как следствие упал средний чек заведений. Просадка составила 20−70% в зависимости от ресторана. Об этом в интервью по итогам 2020 года говорил основатель группы компаний Smart Group Санжар Максудов:

«Прослойка среднего класса растворилась. За последние годы общепит Узбекистана в основном работал на небольшой слой среднего класса, сейчас этот сегмент сильно сократился. Самый большой удар пришелся по ним, поэтому они переходят в сегмент ниже. Сейчас людям нужно просто питаться и сделать это дешево, не важно чем».

Steam bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сооснователь Pie Republic и «Пастернака» не заметил в своих заведениях изменений по среднему чеку. Однако, заметил большой потенциал у Coffee Republic (проект формата take away и fixed price), который запустил с партнерами во время пандемии. Это, по мнению предпринимателя, косвенно может подтверждать снижение платежеспособности потребителей.

С другой стороны растет предложение на рынке, отмечают собеседники Spot.

«Цены на продукты за короткое время значительно выросли. Это связано с ограниченным поступлением импорта, сокращением местного производства в условиях кризиса и другими факторами», — отметил Артур Рудометкин.

Он также добавил, что бизнес спасается благодаря определенному слою населения, кого кризис финансово не затронул.

Во время пандемии общепит начал общаться между собой. Была создана гильдия рестораторов, которую возглавил Санжар Максудов. В нее вошли несколько десятков владельцев заведений.

«Мне кажется это был отличный шаг — сплотиться в кризис», — считает Лазиз Гулямов.

Еще один урок, который извлекли многие предприниматели — ценить людей и время.

«Кризис научил самое главное тому, что нельзя махать на себя и на свое здоровье рукой и все время куда-то бежать, а нужно останавливаться, прислушиваться к себе, присматриваться к здоровью близких, находить время побыть друг с другом. Помнить, что мы работаем не для самой работы, а для того, чтобы создать достойные условия для жизни своих близких людей», — подчеркнул Рудометкин.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Что будет дальше

Сколько еще будет длится пандемия, насколько затяжным будет экономический кризис неизвестно. Будущее все так же туманно, как было год назад. Но это не мешает предпринимателя строить планы, двигаться вперед.

Собеседники Spot поделились прогнозами на ближайший год:

«Рынок общепита откатило на пару лет назад. Снова вернемся к буму на национальную еду, сети „Миллий таомлар“. Возможно в кризис придут глобальные франшизы, они так делали в нескольких странах после кризиса 2008 года. В целом мы еще не до конца осознаем разрушительные последствия, всю экономику качает, достаточно взглянуть на цены, которые выросли в разы за кризисный год. Думаю, что тренд будет усиливаться. Вижу большой потенциал у продуктов с низкой стоимостью, стрит-фуд и фуд-траков. Не затронул особо кризис люкс сегмент», — считает Лазиз Гулямов.

Санжар Максудов в интервью изданию в конце прошлого года говорил, что активно будут развиваться франшизы:

«Пока экономика не позволяет нам покупать импортные франшизы, они дорогие, как и их ценовая политика. Поэтому имеет смысл сейчас делать свои — мы решили развивать Doni Somsa и турецкую выпечку именно в таком плане, когда можно вложить небольшие деньги и получить готовый бизнес: технологии, стабильные поставки».

Он также отметил, что будет развиваться цифровизация, очень сильно изменится дистрибьюция, крупный производитель будет стараться напрямую выходить на конечного потребителя и убирать все звенья, где идут потери.

По мнению Ахмада Мелибаева, рынок потрясет еще до конца года, а потом начнется этап посложнее кризиса самого — реабилитация и развитие. Тогда конкуренты начнут чувствовать друг друга сильнее.

«Еще одна из хороших практик, которая скорее всего появляется, системный бизнес пойдет к белым цифрам. Без этого не привлечь дополнительные инвестиции. К тому же произошло много изменений в налогообложении, и сейчас можно находить решения для работы в открытых цифрах», — добавил он.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Говоря о планах компании Мелибаев рассказал о планах по выходу в регионы.

«У нас уже есть филиалы в Андижане, Самарканде, Фергане, моем родном Коканде, Бухаре. Скоро откроем еще в других регионах страны», — сообщил ресторатор.

Артур Рудометкин отметил, что завтрашний день — это темный коридор с хождением на ощупь. Поэтому предприниматели тормозят в своих действиях по стратегическому планированию бизнеса, выжидая стабильных прогнозов и ситуации в целом.

В таких условиях остается желать скорейшего завершения пандемии.

«Очень хочется забыть о пандемии скорее, начать развивать свой бизнес, перестать топтаться на месте, воплощать в жизнь все планы, построенные до марта 2020 года и чувствовать стабильность на рынке. Также хочется ощутить поддержку государства достаточно пассивную — невнедрение никаких новых налоговых реформ, контролирующих рычагов, несвоевременного наведения порядка в истонченных за этот сложный период местах предпринимателей, а лишь просто роль наблюдателя со стороны за тем, как весь бизнес в нашей стране заработает как часы, сосредоточившись на важных специфических прорехах, которые нужно залатать в посткризисный период», — пожелал предприниматель.