Международный ПЛАС-Форум «Банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие» пройдет в Ташкенте 1 июня.

На форуме соберутся представители банковской и торговой отраслей, чтобы обсудить актуальные вопросы развития и цифровой трансформации банкинга и ритейла, прийти к взаимовыгодному диалогу, направленному на дальнейшую цифровизацию экономики страны.

О том, почему именно сейчас важен этот диалог и в какие программные продукты инвестируют сегодня банки и торговые сети страны, рассказали руководитель отдела продаж розничного оборудования BS/2 Эмиль Мусаев и директор компании BS/2 Tashkent Антон Валинчус.

— Сегодня в Узбекистане банки и ритейл развивают свои проекты независимо друг от друга. Однако и в той, и в другой сфере катализатором развития бизнеса выступают цифровые технологии и их стремительное внедрение во все сферы жизни, — говорит Эмиль Мусаев.

— Когда начались изменения в секторе розничной торговли?

— После изменения законодательства и налогового регулирования несколько лет назад в страну стали приходить иностранные бренды и инвесторы, а торговля — плавно перетекать с рынков в магазины.

Современное оборудование в торговых залах, богатый ассортимент, высокое качество продукции, удобная организация зон кассового обслуживания и, конечно же, онлайн-торговля и доставка товаров — это те преимущества, за счет которых торговые сети сегодня укрепляют свои позиции.

Чтобы обеспечить эти преимущества и повысить лояльность покупателей, они инвестируют в современные решения для розничной торговли, уже доказавшие свою эффективность в других странах.

— И что это за решения?

— Эти решения затрагивают практически все этапы продажи товаров в рознице: от организации закупок и поставок товара на склад до организации торгового пространства, расчета покупателей, работы онлайн-магазинов и доставки товаров.

При этом торговые сети ориентируется на современные инновационные технологии. Например, мы предлагаем ритейлу оборудование известных мировых производителей: Diebold Nixdorf, Bizerba, Datalogic, Zebra, CCL.

Новым для Узбекистана стало появление в магазинах зон самообслуживания: касс, где покупатели сами взвешивают, сканируют и оплачивают покупки.

Такие кассы самообслуживания очень популярны во всем мире.

Во-первых, это удобно для покупателя. Во-вторых, позволяет ритейлеру оптимально организовать торговое пространство: на площади, которую занимает одна обычная касса, можно установить 4−6 касс самообслуживания.

Для Узбекистана, с его нехваткой подходящих для ритейла крупных торговых помещений, сегодня это актуальная задача. Кроме того, зоны самообслуживания позволяют торговым сетям снизить расходы на персонал, выстроить гибкий график работы касс, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить очереди, разделить потоки покупателей.

При этом, что очень важно для покупателя, заплатить за покупки в таких зонах можно не только картой, но и наличными.

— Готовы ли жители страны к таким нововведениям?

— Тот покупательский опыт, который предоставляют торговые сети сегодня, значительно отличается от того, к чему привыкли потребители.

Но этот опыт им нравится — и это приводит к постепенному изменению потребительского поведения в стране. 60% населения Узбекистана — это люди младше 30 лет, а средний возраст жителя Ташкента составляет 32,5 года. Узбекистан — молодая нация, готовая к приходу технологий и открытая всему новому.

И это одна из причин, по которой внедрение инноваций идет здесь такими темпами. Освоив новые технологии, люди уже не хотят возвращаться к прошлой жизни.

При этом торговые сети отмечают, что потребительское поведение меняется даже у людей старшего поколения: они так же заказывают товары онлайн, участвуют в программах лояльности, с легкостью рассчитываются картами, как и представители молодежи.

— Вытесняют ли торговые сети рынки из розничного сегмента?

— Несмотря на активное развитие торговых сетей и заметное изменение потребительского поведения, традиционные базары и мелкая несетевая розница все еще продолжают занимать значительное место в розничном сегменте: по отдельным позициям доля крупных торговых сетей не превышает 15%.

И дело здесь не только в традиционной приверженности Узбекистана к такой форме торговли, но и в высокой конкурентоспособности и доступности многой продукции, представленной на рынках, особенно плодоовощной.

— Несмотря на активное развитие сектора розничной торговли и форм безналичной оплаты в стране все еще остаются популярны наличные деньги. С какими вызовами в связи с этим сегодня сталкиваются банки Узбекистана?

— Перед финансовыми организациями страны стоит важная задача — обеспечить доступность наличных для населения, сократив при этом сопутствующие расходы, — рассказывает Антон Валинчус. — Терминальное покрытие Узбекистана стремительно растет: на 1 марта 2018 года в стране было всего 450 банкоматов, сегодня их количество уже превысило 5,5 тысячи.

Однако и здесь банки страны работают на перспективу: новые банкоматы, появляющиеся в стране, — это не просто устройства для выдачи денег.

Это полноценные смарт-АТМ — устройства, позволяющие совершать платежи, проводить обмен валюты, получать информацию о новых банковских продуктах, заполнять заявки на кредит и прочее.

— С какими сложностями сталкиваются банки, чтобы поддерживать работу таких терминальных сетей?

— Что касается обеспечения непрерывной работы терминалов, то здесь перед банками стоит сразу две задачи.

Первая — это обеспечение всей инфраструктуры самообслуживания достаточным количеством наличных денег, чтобы избежать ситуаций простоя, а также сокращение расходов на инкассацию и привлечение наличных.

В других странах, в которых мы работаем, для этих целей банки успешно применяют наше решение Cash Management.iQ. Недавно мы закончили его реплатформинг, значительно расширив список доступных функций и внедрив последние стандарты UI/UX-дизайна, чтобы сделать работу системы еще более простой и прозрачной.

Вторая задача банков в контексте бесперебойной работы терминальных сетей — организация надлежащего сервисного обслуживания банкоматов.

На сегодняшний день у нас есть свои сервисные центры в Узбекистане, в которых работают высококвалифицированные инженеры.

Для организаций, имеющих свое сервисное подразделение, мы не только проводим обучение специалистов, но и предлагаем программное решение Service Desk.iQ, позволяющее оптимально организовать сервисное обслуживание (в том числе рабочие графики инженеров) и учет расходных и запасных материалов.

O BS/2

Компания BS/2 — крупный разработчик и поставщик решений для банковской и торговой отраслей в 80 странах мира. BS/2 — официальный представитель Diebold Nixdorf в Восточной Европе и Кавказском регионе.

Компания имеет представительства в восьми странах, в том числе дочернюю компанию в Узбекистане — BS/2 Tashkent, где оказывает полный спектр услуг по поставке и сервисному обслуживанию банковского оборудования и оборудования для ритейла, проводит разработку и поставку специализированного ПО, а также оказывает консалтинговые услуги по развитию банковского и торгового бизнеса.

На правах рекламы.