Советник президента Узбекистана по вопросам экономического развития, эффективного управления и международному сотрудничеству Сума Чакрабарти дал интервью Financial Times.

Шавкат Мирзиёев назначил Чакрабарти советником в сентябре 2020 года. Ранее он работал в Европейском банке реконструкции и развития, а до этого — в правительстве Великобритании.

Зарубежная поддержка

Издание отмечает, что Сума Чакрабарти является одним из немногих иностранных советников в Средней Азии, имеющих доступ к решениям высшего уровня. В стремлении привлечь иностранных инвесторов и организации Ташкент решил «нанять человека из их среды».

"Соглашусь с тем, что мое назначение — несколько необычный случай", — заметил Чакрабарти. — «Думаю, это случилось из-за понимания того факта, что после четверти века относительной изоляции узбекское правительство нуждалось в помощи лица с международным опытом и связями для обеспечения качества задуманных им реформ».

Чакрабарти работал директором ЕБРР до июля 2020 года. Именно в этой роли он в 2017 году познакомился с Мирзиёевым, отмечает FT. Сейчас, по его словам, он консультирует президента и через него — правительство и Олий Мажлис.

По итогам первого года работы бывшего главы ЕБРР в Узбекистане была принята широкомасштабная дорожная карта реформ. В нее входит множество инициатив — от налоговой реформы в поддержку малого бизнеса и обновления антикоррупционного законодательства до планов по дальнейшей приватизации госактивов.

Многие из этих инициатив основаны на рекомендациях ЕБРР, ранее так и не выполненных до конца. Издание отмечает потенциал региона, основанный на природных ресурсах и стратегическом местоположении, однако «оставшаяся от СССР бюрократия, госконтроль над экономикой и коррупция долгое время сдерживали реформы».

Кроме Чакрабарти, Узбекистан пригласил ряд зарубежных консультантов из таких организаций, как МВФ, Всемирный банк, JPMorgan, Citibank и других.

«Я — один из тех немногих, кто на долгосрочной основе оказывает консультационные услуги и получил для работы постоянный офис и штат персонала поддержки», — так описал свое положение Чакрабарти. — «Большинство задействованы в проектной работе или в консультировании [госкомпаний] по привлечению инвестиций. Из своего опыта скажу, что это норма».

Общественный консенсус

FT отмечает две составляющие в мотивации реформ в Узбекистане. Во-первых, президент считает, что внешняя торговля и инвестиции помогут стране расширить сеть международных отношений, а во-вторых — ищет способ поднять экономику и сократить отставание от других стран по ВВП на душу населения.

Сокращение участия государства в экономике является одним из главных компонентов более чем сотни инициатив Чакрабарти. В Узбекистане около 80% работающего населения приходится на частный сектор, однако он обеспечивает лишь 57% ВВП.

«Я могу сказать, что хотя инициатива идет сверху, среди всех групп населения в Узбекистане есть широкое согласие: необходимо предоставить свободу частной инициативы и устремлений», — отметил советник.

Чтобы обеспечить молодое и растущее население страны, бизнес должен расти, добавил Чакрабарти. В свою очередь, рост требует финансовых ресурсов, в том числе зарубежных, — а для их привлечения компаниям нужна реорганизация и приведение в соответствие с международными стандартами.

Бывший глава ЕБРР уверен, что иностранные инвесторы изменят отношение к Узбекистану и поддержат начинания президента.

«Наблюдается искренний энтузиазм по поводу происходящего в Узбекистане», — высказался он. — «Однако есть и осторожность: инвесторы и главы банков хотят быть уверенными в том, что взгляды действительно поменялись, и что реформы закрепятся».

Чакрабарти упоминает, что причиной этой осторожности стали предыдущие, несостоявшиеся планы по приватизации. Однако сейчас, как он считает, всем «становится ясно, что атмосфера кардинально изменилась и реформы действительно необратимы».