Центр экономических исследований и реформ опубликовал статью с оценкой эффекта, оказываемого на фармацевтическую отрасль Узбекистана при вступлении страны в ВТО.

Текущая ситуация

В 2018 году Узбекистан импортировал лекарств и других медицинских предметов на $775,78 млн — в первую очередь из Индии (22,9% всего ввоза), России (10,4%), Германии (8,5%) и Украины (7,3%). В основном ввозятся кортикостероидные препараты и антибиотики.

Экспорт составил около $10 млн, из них 90% пришлось на Казахстан, Кыргызстан, Украину, Афганистан, Грузию, Россию и Литву. Основная часть экспорта пришлась на марлевые изделия, а также лекарства с аскорбиновой и никотиновой кислотами.

Общий объём производства в Узбекистане на 2018 год равнялся $193 млн — около 20% от суммарного объёма рынка.

Сейчас импорт большинства фармацевтической продукции в Узбекистан не облагается пошлинами. Исключение составляют перевязочные материалы — по ним и некоторым другим товарным позициям установлен тариф в 30%.

Однако действует ряд преференций, направленных на поддержку местной фармацевтики:

  • лекарства и другие медицинские товары от местных производителей освобождены от НДС (15%);
  • импортные лекарства и медицинские товары, имеющие местные аналоги, облагаются НДС;
  • ввоз сырья, материалов, оборудования для фармацевтических производств освобождён от таможенных пошлин;
  • при участии в госзакупках местные производители «in bulk» лекарств и медсредств, не имеющих отечественных аналогов, получают преференции в размере 20% от цен такой же продукции зарубежных производителей.

Правила ВТО

Страны-участники ВТО в основном снижают либо отменяют пошлины на лекарства и медицинские товары. Исключение — отдельные развивающиеся страны, например, Индия (средний тариф — 30%) и Тунис (20,6%).

В отдельных странах беспошлинный ввоз распространяется на отдельные лекарства первой необходимости. Другие государства обязались обеспечить свободный импорт всей фармацевтической продукции.

Например, Кыргызстан и Казахстан снизили до нуля тарифы для медицинских товаров — до вступления в ВТО они составляли 15% и 5% соответственно. Россия также уменьшила пошлины с 10% до 4 — 6,5%.

После вступления

В статье просчитываются эффекты от вступления в ВТО по трём сценариям — условиям вступления России, Казахстана или Кыргызстана.

  • Во всех трёх сценариях отмена льгот приводит к сокращению местного производства на $23 млн.
  • Занятость в отрасли сократится на 500−550 рабочих мест — это связано с закрытием неэффективных предприятий.
  • Также ожидается рост импорта — в зависимости от сценария, от $5,8 млн до $6,7 млн.
  • Вместе с тем фармацевтический экспорт увеличится на $4,5 млн.
  • Благодаря росту импорта и сокращении тарифов цены на импортные лекарства снизятся. Это повысит благосостояние населения на $0,8−1 млн.

В «казахском» и «кыргызском» сценариях объём поступлений в бюджет не изменится. Отмена льгот (+$25 млн) компенсирует уменьшение пошлин (-$21 млн) и сокращение доходов от местного производства (-$3,6 млн).

«Российский» сценарий предусматривает потерю $2,6 млн от низких тарифов и $3,5 млн — от падения производства. Однако отмена льгот принесёт в бюджет $25 млн, что увеличит поступления на $19 млн.

Для экспорта в страны ВТО производитель должен получить сертификат соответствия надлежащей производственной практике (GMP). Сейчас такую сертификацию прошли 10 узбекских фармкомпаний из 95. На 31 предприятии внедрено управление качеством ISO 9001.

ЦЭИР призывает внедрять в фармацевтической отрасли Узбекистана международные стандарты GMP в сфере доклинических исследований, клинических испытаний, а также дистрибуции.

Также эксперты рекомендуют уделить внимание стандартам фармацевтического надзора, управления качеством и безопасностью лекарств.

Ранее Spot публиковал обзор динамики на фармацевтическом рынке Узбекистана за последние три года.