В начале года компания HB Capital стала первым маркетмейкером на фондовой бирже.

Она включена в список маркетмейкеров в тестовом порядке на 10 торговых дней, в течение которых обеспечивала двухстороннюю котировку по простым акциям «Кварц» в количестве 100 штук ежедневно.

О том, чем завершился эксперимент, зачем нужны маркетмейкеры, что от этого получают акционеры и брокеры, Spot поговорил с представителем биржи и участником рынка.


Абдуазимхужа Абдужабборов,

врио председателя правления РФБ «Тошкент».

Маркетмейкер берет на себя обязательство по ведению честной и упорядоченной торговли по отведенной ему акции. Другими словами, он должен исполнять сделки клиентов по самой лучшей цене, возможной в данный момент, поддерживать минимальный спред (разница между максимальной ценой покупателя и минимальной ценой продавца актива — прим. Spot) на котировках, а также предотвращать слишком резкие скачки цены акции.

Маркетмейкер берет на себя риск приобретения и хранения на своих счетах ценных бумаг определенного эмитента с целью организации их продаж.

Основные его функции:

  • удержание котировок в определённом диапазоне;
  • обеспечение ликвидности ценных бумаг;
  • предотвращение разрывов цен.

На мировых рынках маркетмейкеры являются глобальными игроками на фондовом рынке, ежедневно производя огромное количество сделок, являясь важным посредником при купле-продаже ценных бумаг.

Первым этот статус на фондовой бирже «Тошкент» получил инвестиционный посредник HB Capital, который с 5 января в течение 10 торговых дней обеспечивал двухсторонние котировки по простым акциям «Кварца» в количестве 100 штук ежедневно.

Обычно маркетмейкеры нанимаются эмитентами или владельцами крупного пакета акций для поддержания уровня цен на их ценные бумаги, формирования ликвидности по инструменту. Но на нашем рынке брокер сам взял на себя эти обязательства.

Важно учитывать, что статус был предоставлен в тестовом режиме для того, чтобы игроки рынка, как акционеры, так и инвестиционные посредники могли получить опыт в этом направлении. Именно поэтому были выбраны акции «Кварца»: это знакомый инвесторам инструмент и с ним удобнее работать маркетмейкеру — можно оценивать все нюансы работы, а также получать навыки и опыт.

Сейчас технических, технологических или нормативно-правовых препятствий для работы маркетмейкера на бирже нет. Это прежде всего должно быть выгодно участникам рынка. Если компания хочет, чтобы ее ценные бумаги котировались на бирже и имели ликвидность, то одним из самых эффективных способов достичь этого является привлечение маркетмейкера.

Брокер, в свою очередь, освобождается от уплаты сборов и других платежей бирже, Центральному депозитарию ценных бумаг, а также НБУ (уполномоченный банк по расчетам с ценными бумагами на организованных торгах).

Появление маркетмейкеров придаст уверенности инвесторам. Большинство из них при выборе ценных бумаг ориентируются на их ликвидность. Зная, что на рынке есть постоянный спрос, они будут более уверенно вкладываться.

Возможно, на международных биржах ликвидность рынка — не основная проблема, но в наших реалиях маркетмейкеры в первую очередь нужны для того чтобы обеспечить возможность быстрой продажи акций.

Поэтому маркетмейкеров необходимо привлекать в основном на те ценные бумаги, по которым недостаточно ликвидности на рынке, для того чтобы обеспечить их привлекательность для инвесторов.

Фондовый рынок — это своего рода индикатор, оценивающий уровень компаний по корпоративным действиям, финансовому положению, рынок, на котором инвесторы не просто осуществляют свои инвестиционные операции, но вместе с тем дают оценку деятельности компании своими действиями. Поэтому маркетмейкеров надо привлекать для того, чтобы оценка инвесторов компании была справедливой и прозрачной.


Карен Срапионов,

партнер инвестиционной компании Avesta Investment Group.

Маркетмейкер создает гарантированную ликвидность на рынке, то есть принимает на себя обязательство в любой момент купить или продать определённый объём акций. У инвесторов таким образом повышается уверенность в том, что они смогут без существенных потерь и быстро продать ценные бумаги.

Маркетмейкер имеет постоянную позицию на покупку или продажу акции по цене ниже и выше текущей рыночной, тем самым обеспечивая коридор заявок. В случае, если на рынке нет контрагента для сделки, акционер может продать/купить акции маркетмейкеру по минимальной/максимальной цене, а маркетмейкер объявит новую котировку ниже/выше предыдущей, тем самым рынок сможет постепенно прийти к уровню, где появятся другие заинтересованные инвесторы. Так обеспечивается гарантия сделки (не нужно искать и ждать контрагента) и плавность изменения котировки в случае отсутствия ликвидности на рынке.

На фондовой бирже статус маркетмейкера был предоставлен впервые. Его, хоть и с существенными ограничениями, получили коллеги из HB Capital.

Завод «Кварц» был выбран потому, что на протяжении последних лет его акции — одни из самых ликвидных с относительно небольшим дневным оборотом торгов. Поэтому маркетмейкер особо не рискует, выставляя гарантированные заявки, которые зачастую не будут исполняться.

Понятно, что текущий лимит в 100 акций не создаст практически никаких изменений на рынке, Но радует, что начало процесса положено.

Сейчас активному внедрению института маркетмейкера мешают некоторые проблемы в законодательстве, торговой и налоговой системах, условиях рынка. В частности, имеются сложности в налогообложении. Проданные на бирже акции освобождены от уплаты налогов. Несмотря на это, налоговые органы иногда пытаются обложить налогами, причем избирают налоговой базой не только чистую разницу от объема покупок и продаж, а весь оборот.

Уверен, при решении этих проблем найдется достаточное число брокеров, которые смогут взять на себя такую роль по разным бумагам.

Потому что это выгодно брокерам, так как они практически получают гарантированный объем операций, в которого получают определенную маржу. В идеале брокер продает примерно столько же, сколько и покупает акций, поэтому его заработок формируется на разнице их цены.

При этом цену маркетмейкер определяет сам. При высокой ликвидности спред между ценами покупки и продажи должен быть минимальным.

Но на таком неликвидном рынке, как наш, можно ожидать спред в 10−20% и существенного шага изменения цены (в первую очередь «вниз», на покупку) в случае исполнения заявок, так как это требует от маркетмейкера необходимости иметь большой объём зарезервированных свободных средств и собственной книги акций для продажи (или денег для их моментальной покупки по рыночной цене, которая может быть выше гарантированной котировки, то есть в убыток маркетмейкеру).

Ранее Spot совместно с экспертами разбирался, зачем маркетмейкер нужен на валютной бирже.