Red Jolbors — Центрально-азиатский фестиваль коммуникаций и одно из самых ожидаемых рекламных мероприятий для рекламистов и маркетологов региона.

Фестиваль не ограничивается лишь награждениями и призван развивать центрально-азиатский рынок коммуникаций с помощью образовательных лекций и конкурса лучших кейсов в регионе.

С 2012 фестиваль ежегодно проходил в Бишкеке, а в 2018 впервые состоялся в Алматы и теперь из года в год проходит в Казахстане.

На одной площадке собираются рекламисты, маркетологи, представители продакшн-студий, дизайнеры, копирайтеры и PR-специалисты из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Азербайджана.

Участие в Red Jolbors для агентств — возможность оценить свой потенциал и понять, куда двигаться дальше, для рекламодателей — получше узнать рынок и увидеть, какие агентства сильнее остальных.

Об истории создания фестиваля, рынке рекламы и коммуникаций, который уже давно вышел за рамки привычного и планах на будущее Spot рассказали основательницы Red Jolbors Сабина Рейнгольд и Дарья Суходолова.


Из конференции в крупнейший фестиваль региона

Все началось 11 лет назад, когда мы поняли, что в сфере рекламы, пиара и маркетинга нет никаких интересных событий. Так мы и решили организовать фестиваль, но, по правде говоря, понятия не имели, как его делать. Поэтому первый походил больше на конференцию: у нас был круглый стол, где обсуждался закон о рекламе, а спикеры были из Кыргызстана и Казахстана.

Искали информацию в интернете, что-то делали интуитивно. Прочитав, как делают фестивали, решили к конференции добавить и конкурсную часть.

Мы искренне верили, что традиционно должно быть жюри и три призовых места в каждой из категорий. Некоторые из категорий придумали сами, другие — подсмотрели, но опять же четкого понимания о каких-либо правилах и стандартах у нас не было.

Впоследствии жюри — представители более развитых рынков, с опытом участия и жюрения на разных международных фестивалях, подсказали нам, что награды может быть удостоены только лучшие на рынке работы. А значит, что в некоторых номинациях может и вовсе не быть победителей, если уровень кейсов слабый.

Проще говоря, согласно концепции фестиваля, каждая достойная работа получит соответствующую награду. К примеру, может быть 10 победителей, получивших серебро, еще несколько, получивших бронзу и ни одного золота или наоборот, большая часть всех участвующих получит пальмовую ветвь первенства.

Мы также поняли и то, что на техническую составляющую мероприятия лучше всего пригласить профессиональное event-агентство Sun People, пока мы занимаемся контентной частью. Агентство занимается подготовкой сцены, оборудования, рассадкой, оформлением площадки, привлекают ведущих, помогают с вечеринками.

В этой индустрии, как и во многих других, есть свои законы и чтобы избавить себя от очередной головной боли, куда проще работать с профессионалами.

В нас не верили. Видели молодых девчонок из Бишкека, которым немного за 20 лет, смотреть начинали свысока и приговаривать, что разок фестиваль проведем, провалим, наиграемся и успокоимся. Но не тут-то было.

Понятное дело, что не всегда все проходило гладко и по задумки: где-то были проблемы со светом, порой не включались ролики и так мы из раза в раз проходили школу критики. Но останавливаться не собирались.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Зачем нам это нужно. Все просто: нами движет общая цель — развивать рынок, прокачивать скиллы всех, кто в этой индустрии и показать миру, что и в Центральной Азии есть таланты и работы, достойные всеобщего признания.

Наша миссия — помогать в создании сильного профессионального сообщества.

Но за рамки Кыргызстана фестиваль вышел лишь с приходом в команду Фархада Кучкарова. Он к тому времени уже жил в России и за плечами у него был фестивальный опыт. Он нам и помог правильно организовать конкурсную часть Red Jolbors — помог лучше понять, какими должны быть категории, критерии, оценки жюри и номинации.

Более того, в первый же год проведения фестиваля во всей Центральной Азии нам удалось пригласить Владислава Деревянных из российского агентства «Восход», в качестве председателя жюри. Ребята из этого агентства в тот год получили восемь «Каннских львов». И с того момента планка по судейству и репутационная составляющая Red Jolbors резко поднялись.

Зачем это нужно агентствам. Фестивали — это оценка рынка, профессионалов. Региональные фестивали — начало пути, где можно понять систему, тренды, общий уровень работ в регионах.

С чего-то начинать свой путь-то надо, а здесь можно впервые заявить о себе, получить отзыв, доработать проект и отправиться дальше. Плюс это такая креативная подпитка: получил награду — работаешь дальше.

Во время Red Jolbors проходят лекции, воркшопы и тематические дискуссии по актуальным вопросам рынка. Спикеры из российских и европейских агентств, среди которых — каннские призеры, делятся своим опытом создания лучших рекламных кейсов, рассказывают про последние тенденции в сфере рекламы, маркетинга и коммуникаций.

Расширение границ. В 2019 году мы решили выйти за привычные рамки: фестиваль рекламы переименовали в фестиваль коммуникаций. Все потому что реклама в реалиях сегодняшнего дня — это часть коммуникаций, сфера которых развивается достаточно активно. А вот сфера коммуникаций развивается достаточно активно.

Раньше под рекламой понимали классический микс: 360-кампанию, в которую входят материалы для нескольких носителей: ТВ, ООН (наружная реклама), радио, digital-активация.

Теперь же ты можешь рассказать свою историю или историю бренда с помощью интеграции или спецпроекта. Задействуя инфлюенсера или сняв короткое видео для TikTok.

Сделать из своей страницы в Instagram — own media. Появляются новые площадки, новые форматы. И нужно уметь вовремя подстроиться или перестроиться, так как твой рекламный материал в наши дни конкурирует за внимание потребителя не только с рекламой конкурента, но и со всем контентом.

Весь мир изменился, структура рынка и среда тоже, а вслед за ними изменился и наш фестиваль.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Про Red Jolbors

За все эти годы фестиваль стал одним из важнейших и авторитетных мероприятий для рынка.

Стараемся находить и делиться разными зарубежными курсами, чтобы каждый желающий знал, где и как «прокачать себя».

Вот, например, в прошлом году мы организовали не просто образовательную программу с лекциями, а целый курс Red Jolbors Agency Pitch с лекциями, практическими занятиями и домашними заданиями. Построили его по модели работы над реальным проектом.

Первая часть была посвящена разработке маркетингового брифа, ведь не зря говорят, какой бриф — такой и креатив.

Дальше была секция стратегии, которая длилась две недели.

К слову, стратегия во всем регионе развита очень слабо, так как хороших стратегов крайне мало. Было ведь время, когда на рынке даже не знали, что это, зачем оно нужно, сейчас ситуация лучше, но стратег — все еще редкая птица у нас в регионе.

Обыденная картина: креатив придумывают без стратегии, идея рождается на основе размышлений креативщиков.

Мы же показывали и учили тому, что когда маркетинговый бриф создан, он попадает в руки стратега, который в свою очередь преобразует его в креативный бриф, а уже стратегическое направление в нем переходит к креативной команде — к креативному директору, арт-директору, копирайтеру.

При этом Red Jolbors — это не только про академическую матчасть, а про три направления: вдохновение, кейсы и нетворкинг, который считается одной из важнейших частей ивента.

К нам приезжают специалисты-практики с большим послужным списком наград и работ, которые делятся своими личными историями, разбирают свои же кейсы на детали и рассказывают, какие у них были инсайты во время создания проекта, как они его создавали.

Девять лет назад, в 2014 году, на фестиваль приезжала Ксения Лукичева и рассказывала про эмоции в рекламе и эндорфины. А мы тогда сидели, слушали и не понимали, зачем она нам про это рассказывает, никто в нашем регионе на этот счет и не задумывался.

И вот так из года в год приезжают сильные спикеры-практики и сеют зернышко чего-то нового, делятся с нами тем, что мы в большинстве своем только в интернете можем изучить.

На наш взгляд, неважно то, откуда ты и где ты, какие у тебя бюджеты — ты можешь творить и создавать потрясающие вещи. И, пожалуй, истории и творчество таких людей вдохновляют ребят из разных уголков нашего региона на создание уникальных проектов. Все, что казалось недоступным, становится реальным.

Про жюри. У Red Jolbors жюри достаточно требовательное и строгое. Каждый его член выставляет жесткие критерии. И потому каждая награда полученная на конкурсе — подтверждение того, что агентство или специалист, получивший ее, достоин.

Обычно для организации фестиваля нанимают людей в штат и сажают их на зарплату, но наша команда — инициативная группа. Мы все эти годы делаем его в свободное от основной деятельности время: после работы или на выходных встречаемся, в онлайн- или офлайн-форматах решаем, что и как организовывать.

При этом все организаторы территориально не находятся вместе, все разбрелись по разным странам: кто-то живет в Москве, кто-то в Бишкеке, другие в Алматы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Про рынок рекламы в Узбекистане

После распада Советского Союза Казахстан и Узбекистан оказались самыми «вкусными» — большое население, интересный рынок. Так в эти страны пришли сетевые агентства со своими специалистами и экспертизой, которую и передали местным рекламистам.

Сейчас агентства из Узбекистана успешны. Работы ребят из рекламного агентства «Синтез», Lokals, Ma’no Branding или DBLA в категориях дизайна, креатива и продакшна были одними из самых сильных.

К примеру, основатель и продюсер видеопродакшна полного цикла R/A production Равшан Абдусалямов около пяти лет назад завоевал гран-при на фестивале. В какой-то момент Казахстан выстрелил и вырвался вперед, а Узбекистан «словил тишину».

Но в целом страна начала активно развиваться в последние несколько лет: на слуху теперь такие агентства как 360 creative agency, Lokals Central Asia, DBLA hybrid production, FCB, Abstract Visuals и многие другие. Их работы и победы сильно повысили планку и для всех остальных.

Более того, Узбекистан в 2020 году второй раз подряд стал страной года на нашем фестивале коммуникаций.

И мы видим, как сильные специалисты вырываются вперед — на международный рынок.

При этом образование оставляет желать лучшего. К сожалению, в университетах Центральной Азии маркетингу и рекламе учат слабо, да и все по старым книгам.

Дело в том, что сфера коммуникаций очень быстро меняется и надо быть всегда на волне. А выпускать из раза в раз новые пособия сложно, поэтому дело ложится на плечи преподавателей, им при этом тоже необходимо регулярно повышать навыки.

По одну сторону баррикад

Главная сложность в нашей индустрии заключается в отсутствии тесного общения между рекламистами и маркетологами: очень важно, чтобы в процессе создания коммуникационного материала участвовало не только агентство, но и команда бренда, которая знает свой продукт лучше любого.

Есть зона общей ответственности. Она заключается в том, чтобы вместе находиться по одну сторону баррикад и искать лучшее решение задачи. При этом можно спорить друг с другом, отстаивать свои предложения и все-таки оставаться союзниками, для которых главное — сделать успешный и эффективный для бизнеса проект. С первого раза сделать это может быть сложнее, но с каждым разом при детальном погружении эффективность будет выше.

А еще на рынке по сей день сложно в продавать креатив. Сейчас в этом плане дела обстоят лучше, но не редкость, когда агентства встречают клиентов, которые не понимают зачем им платить за идею, а не уже готовый ролик, к примеру.

Не каждый понимает, что над идеей работает несколько человек, которые тратят на это свое время и которым за это необходимо выплачивать зарплату.

Также немногие компании понимают, зачем им позиционирование, бренд-стратегия, стратегические исследования и прочее. Так становится важным умение донести это все до клиента, а после уделить время и понять, чего на самом деле он хочет.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

За рамки Центрально-азиатского региона

Некоторые порой интересуются, не планируем ли мы расширить территориально формат и выйти за рамки Центрально-азиатского региона.

Мы же не видим в этом смысла, так как вся наша фишка и концепция в том, что мы локальный фестиваль, который вполне может помочь местным ребятам улучшить навыки, доработать свои проекты и отправить их на международные фестивали.

В мире и так много конкурсов подобного рода, ради которых со всего мира собираются лучшие из лучших, нам же нет смысла с ними конкурировать. Куда интереснее привезти сюда ведущих спикеров и с их помощью повысить компетентность соотечественников.

Поэтому в планах продолжать помогать рынку взращивать сильных специалистов, повышать общий уровень компетентности и показать миру наши таланты.