Plovistan организует вечеринки в разных локациях, на которых выступают независимые артисты и исполняют альтернативную музыку. На мероприятиях готовится основное блюдо, зачастую — это корейская лапша рамен.

От любви к плову основатель проекта Тимур Азимов выдумал название страны Plovistan. «Сейчас ее в виде вечеринок посещают люди, где мы вместе едим, веселимся и знакомимся друг с другом», — отмечает он.

В интервью Spot Тимур рассказал о сложностях развития культуры вечеринок и о том, как подобные мероприятия влияют на популяризацию локальной музыки.

Из инженера в организатора вечеринок

Я родился в Ташкенте, но в университет поступил в Алматы. Учился на инженера гражданской авиации. Параллельно работал в рекламном агентстве, где продавал наружную рекламу для среднего и малого бизнеса.

Также я вел свой интернет-журнал, в котором мы с друзьями продвигали локальную уличную культуру, моду, художников, музыкантов. Мы помогали всем, у кого не было денег, но были возможности делать что-то новое и интересное. Со временем на нас начали выходить рекламодатели, мы организовывали небольшие съемки, оказывали рекламную поддержку фестивалям. Большим преимуществом работы в таком журнале был бесплатный проход всей команды на различные мероприятия.

Все это работало на энтузиазме, хотелось тусоваться и открывать для себя что-то интересное. Журнал помогал создавать что-то вместе, собирать творческих ребят и развиваться.

В Ташкент я вернулся в 2018 году. Здесь устроился на работу в компанию интернет-провайдер, и ушел оттуда спустя 3,5 года из-за отсутствия роста. Одна из первых рамен-вечеринок случилась именно в период поиска новой работы в 2021 году.

Тогда мы запланировали прилет казахстанского кинорежиссера Каната Бейсекеева, который снимает документальные фильмы, в его проекте я был локальным продюсером. Он снимал здесь историю казахов в Узбекистане. Во время съемок был момент, когда нужно было снять кадр, где вечером в баре собирается очень много ребят. Я подумал, что самое время попробовать приготовить рамен.

Рамен — корейская лапша, которую едят с чем угодно. Ее можно приготовить очень быстро, а я не люблю простые блюда, поэтому начал добавлять что-то свое — грибы, яйца, сыр. В итоге появился свой рецепт.


Тимур Азимов (слева). Фото: Тимур Азимов, София Сеитхалилова

Изначально готовил рамен для себя, снимал это в сторис. Со временем люди начали интересоваться этим.

Так, мой первый опыт приготовления лапши на большое количество людей в итоге стало «шапкой» после съемок: моментом, когда после всего процесса съемочная команда отмечает окончание съемок.

Тогда мы собрались в баре Honey Murena, где было порядка 55 человек и продали около 40 порций. После этого я понял, что людям это нравится. Еще тогда мы продавали рамен по 60 тыс. сумов и по сей день цена остается неизменной.

Затем я нашел новую работу в локальном маркетплейсе. Все больше отдалялся от организации вечеринок, так как работать приходилось шесть дней в неделю. В тот же период по выходным пробовал работать как продюсер на съемках, пытался понять, в какую сторону мне нужно двигаться. И стало ясно, что нужно было определяться и фокусироваться на чем-то одном.

Затем я поехал на Boiler Room — это самая большая в мире площадка, организующая мероприятия в 200 странах мира и показывающая все это онлайн. У них выступают артисты как высокого ранга, так и начинающие. Первым городом в Центральной Азии, где Boiler Room провел мероприятие, стала Алма-Ата, куда я и поехал.

После этого меня уволили с работы. Я не знал, что делать дальше, но понимал, что не хочу искать новую работу, а хочу заниматься вечеринками. Так 30 ноября случилась вечеринка Plovistan.

Расходы

На первую вечеринку пришло около 100 человек — это были друзья и знакомые. На тот момент на нашей странице в Instagram было около 200 подписчиков. Я выложил афишу, которую быстро начали репостить.

Первый диджей-сет был от наших друзей, которые согласились выступить бесплатно, потому что мы даже не рассчитывали заработать.

Мы продали 60 порций рамена. На все расходы (продукты, аренда, зарплаты, техника) пришлось около $200, а заработали мы около $330.

Мы продолжили делать такие мероприятия раз в две-три недели. Хотя сейчас понимаю, что их следовало проводитъь каждую неделю, так как в городе не было хороших вечеринок.

Этот проект был самоокупаемым с самого начала, но прибыль с него была небольшая и нестабильная.

В самом начале мы тратили на вечеринки около $200−300, тогда не было фейс-контроля, было меньше ингредиентов, меньше оплата диджеям, находили бесплатное оборудование. К слову, очень дорого стоит аренда техники. Диджей не захочет играть на плохом пульте и для нас это важно. Поэтому расход на звук на одной вечеринке составляет $300.

Сейчас средний бюджет вечеринки — $500. У нас есть охрана, шеф-повар, су-шеф, два человека на кухне, кассир, минимум три диджея, играющих за вечер, звуковик и отдельный человек, отвечающий за аренду оборудования. Бывает, что мы берем в аренду свет и что-то для декора. Некоторые вечеринки мы снимаем на пленочную камеру, на что также уходит бюджет. Мы платим почти за каждую локацию, аренда которой в среднем обходится в $100−150.


Фото: Тимур Азимов, София Сеитхалилова

В среднем за одну вечеринку мы продаем 100 порций рамена. Мы не продаем алкоголь, а выбираем места, где уже есть бар. А на первые вечеринки приезжали наши друзья из бара Honey Murena, которые готовили коктейли.

Спонсорская поддержка

Так вышло, что в Казахстан я попал в момент ренессанса культуры вечеринок. Алма-Ата 2015 и 2022 года — это два совершенно разных города, раньше в нем не было такой активности. Я думаю, что через пару лет такой рост в этой сфере произойдет и в Ташкенте. Особенно с учетом массовой релокации граждан России. Многие из них очень органично интегрировались в ночную жизнь, в организацию и арт-дирекшн многих мероприятий.

Сейчас рост происходит очень медленно. Дальнейшее развитие возможно только при правильном сотрудничестве спонсоров, в первую очередь алкогольных и табачных брендов. Так как в Алма-Ате только за счет них произошел огромный рост. Там у любой вечеринки есть минимум два алкогольных спонсора.

Недавно у нас приняли закон о возможности алкогольных брендов появляться на ТВ и в соцсетях, но они все еще не могут поддерживать культурные мероприятия. Появление такой возможности позволило бы нам улучшать локации, продвигать разных артистов, повышать качество.

В этом году у нас была разовая коллаборация с MyTaxi: они дали промо-код со скидкой на поездку до локации, где проходила наша вечеринка. Мы планируем возобновить сотрудничество и масштабировать опыт.

Также в сотрудничестве заинтересовался банк TBC, который поддержал нас на трех вечеринках. Мне очень понравилось сотрудничество, потому что это было не прямой рекламой, а продакт-плейсментом: они написали о нас статьи у себя в блоге.

С нами хотели сотрудничать табачные компании, тотализаторы, владельцы кафе, люди, которые сдают кальяны в аренду. Нам часто предлагают делать рекламные интеграции, но нам это не интересно, так как это не работает. Нам интересна реклама, где пользователь взаимодействует с продуктом. На мой взгляд, это приносит больший выхлоп.

Донаты и «входные»

Совсем небольшую прибыль могут приносить донаты: я выставляю номер карты в соцсетях и мои подписчики могут поддержать меня, перечислив деньги. Однажды человек прислал мне 500 тыс. сумов, сказав, что ему просто нравится то, что я делаю.

В Алма-Ате эта практика была очень активной. Это могут быть небольшие суммы, но они поддерживают и психологическое и финансовое состояние.

Я сталкивался с негативом по этому поводу, но на Западе это очень распространено. Есть даже официальные платформы, такие как Patreon, где люди собирают донаты за творчество. Я думаю, что отчасти занимаюсь творчеством. А творчество очень сложно монетизировать, особенно начинающим артистам, особенно у нас в стране.

Через донаты люди поддерживают друг друга и часто это комьюнити и двигает культуру вперед. Ведь у нас в стране нет больших грантов со стороны государства или интереса со стороны крупных компаний. Хотя креатив и творчество — это первый шаг к развитию туризма.

В марте мы организовали вечеринку на большой локации — в парке «Навруз» (Анхор). Мы устроили большую вечеринку, где впервые сделали вход платным. Тогда был дождь, но мы рискнули, взяв в аренду шатры, которыми укрыли и технику.

В тот день мы организовали все буквально за да дня. Мы пошли на большой риск и сделали вечеринки и в субботу, и в воскресенье. Общий оборот за два дня составил 16 млн сумов.


Фото: Тимур Азимов, София Сеитхалилова

Сложности развития индустрии

Локации. В городе нет ни одного пространства, где можно устраивать вечеринки, если не считать бары, рестораны и залы торжеств. В Алма-Ате под эти цели сдают специальные помещения с хорошим светом, вентиляцией, техникой.

К нам часто поступают предложения провести вечеринку в том или ином заведении. Владельцы думают, что после этого у них будут большие продажи, но многие не понимают, что когда мы уходим с их локации — за нами уходит и наша аудитория.

Недоверие владельцев заведений. В Ташкенте многим промо-группам (занимаются организацией вечеринок, продвижением заведений — прим. Spot) не доверяют, есть недопонимания о том, как делать вечеринки, а бары не хотят терять прибыль. Поэтому иногда заведения могут запрашивать определенные суммы за проведения вечеринки на их локации. Хотя, например, в Алма-Ате промо-группы не платят барам. Ведь вечеринки для заведения — это продажи с бара, кухни и в первую очередь — реклама. Сейчас у нас есть своя аудитория — 2000 активных пользователей в Instagram и 900 в Telegram.

В Ташкенте пока этого не понимают, так как индустрия слабо развита, организаторы занимаются этим на уровне хобби, потому что заработок от этого минимальный. По этой же причине у диджеев низкие гонорары. Индустрия начнет развиваться тогда, когда мы начнем платить людям, которые ее создают.

В апреле наша прибыль составила более $1000, за счет этого мы смогли привезти двух артистов из Алма-Аты, мы смогли оплатить им билет, проживание.

Фестивали. У нас до сих пор нет ни одного масштабного фестиваля кроме «Стихии» (фестиваль электронной музыки, искусства и науки — прим. Spot), который проводится в Муйнаке. Для примера, в Алма-Ате каждые две недели проводятся масштабные фестивали на несколько тысяч человек. В Казахстане фестивальная культура поддерживается еще и государством, и легко получить разрешение на проведение подобных мероприятий.

Трудности в продвижении артистов. В Узбекистане нет большого состоявшегося независимо артиста, который может жить за счет музыки — то есть на гонорары со стриминговых сервисов, гастролей. Таких артистов много в Казахстане. Так происходит из-за плохо развитых стриминговых платформ: Spotify зашел в прошлом году и очень пассивен, «Яндекс.Музыка» на рынке не первый год, но не проводит никакой активности, фестивалей, съемок клипов.


Вечеринка на фестивале «Стихия». Фото: Тимур Азимов, София Сеитхалилова

Планы

Есть цель в этом или в следующем году привезти в страну Boiler Room, чтобы мы стали второй страной в Центральной Азии, которая презентует их у себя. Это будет большим открытием Узбекистана для всего мира в этой индустрии. Так мы сможем быстрее и проще привлекать больших артистов, промо-группы, обратить на себя внимание площадок для выделения грантов.

Также мы бы хотели открыть бар до конца года. Скорее всего это будет небольшое пространство, где можно будет поесть вкусную лапшу.

Хочется сделать из организации вечеринок полноценную работу, чтобы у меня была возможность нанимать людей на постоянной основе. Хотелось бы думать не о том, как завтра оплатить аренду квартиры, а о том, как сделать большой фестиваль, как привезти в город хорошего артиста.

Мы бы хотели выехать в ближайшие страны — Казахстан, Турция, Азербайджан, Грузию и Таджикистан, и сделать вечеринки там. Для этого нам нужна поддержка спонсоров. Такое сотрудничество будет выполнять культурно-просветительскую функцию и будет хорошей возможностью интегрировать свой бренд в большое комьюнити.