9 сентября американское рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной валюте на уровне «ВВ-» со стабильным прогнозом.

Что означают эти буквы, почему правительство Узбекистана и других стран придают значение подобным рейтингам, какое влияние они оказывают на экономику — в разборе Spot.

Что это такое

Кредитный рейтинг — это индикатор, который помогает понять, насколько безопасно доверять организации свои деньги. При его присвоении принимаются во внимание не только текущее финансовое положение организации, размер капитала и объем долгов, но и вся предыдущая история.

Кредитные рейтинги могут присваиваться как странам в целом, так и отдельным регионам или компаниям. Они бывают также персональные, то есть оценивают кредитоспособность обычных людей. Во всех этих случаях рейтинг нужен для того, чтобы быстро определить, насколько рискованно инвестировать в человека, предприятие или государство. Чем ниже риск займа, тем меньше будет стоимость заимствования денег.

В случае с персональным рейтингом банки определяют, какую процентную ставку по кредиту предложить заемщику: если рейтинг низкий — ставка будет высокой (потому что высока вероятность, что человек не вернет деньги).

Основная задача заключается в предоставлении объективной информации для потенциальных инвесторов. Другими словами кредитный рейтинг — это своего рода репутация компании или страны.

Как это работает

Рейтинговая шкала оценивает вероятность дефолта, то есть неспособности заемщика обслуживать свой долг. Во всех кредитных рейтингах существует своя градация, но чаще всего встречается буквенные обозначения от «А» до «D». Рейтинг «D» присваивается компании или государству, объявившему дефолт по своему долгу.

Рейтинг выше «А» получают обязательства с низким уровнем риска. Обязательства с рейтингом «В» являются спекулятивными и предполагают высокий уровень риска. Если присвоен рейтинг ниже «С», то это означает, что высока вероятность дефолта.

При этом внутри каждой категории есть градация, например, рейтинг «ВВВ» выше, чем «ВВ» и «В».


Чаще всего кредитный рейтинг от «А» и до «ААА» получают развитые государства с сильной и стабильной экономикой. Например, к таким можно отнести США, Германию, Францию, Швейцарию и других. Эти страны могут занимать деньги на финансовых рынках под низкую процентную ставку. Во время коронакризиса правительства этих стран даже привлекали средства под отрицательную реальную ставку, то есть доходность по их облигациям была ниже официального уровня инфляции, что говорит о большом доверии со стороны инвесторов.

Высокий кредитный рейтинг означает, что компании или государству можно практически безопасно доверять свои деньги, так как они раньше платили по счетам и сейчас находятся в хорошем финансовом положении. Низкий рейтинг означает, что кредиторы подвергают себя риску, вкладываю свой капитал в такую организацию или страну.

«Большая тройка»

В мире существуют около 100 рейтинговых агентств, но к крупнейшим относятся лишь 3 компании: Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings.

«Большая тройка» пользуется хорошей репутацией при оценке государственных облигаций разных стран, а объективность рейтинга напрямую зависит от авторитета агентства.

Именно авторитетность этих трех американских рейтинговых агентств и доверие к их оценкам в финансовом мире со стороны инвесторов создает необходимость властям Узбекистана обращать на них особое внимание в рамках планирования экономической политики государства.

Кредитный рейтинг Узбекистана

В начале сентября Fitch Ratingsподтвердил долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной валюте на уровне «ВВ-» со стабильным прогнозом. В агентстве отметили, что в этом рейтинге учитывались надежные внешние и государственные резервы, низкий уровень госдолга и высокий уровень экономического роста по сравнению со странами с идентичным уровнем кредитного рейтинга.

Слабыми сторонами Узбекистана являются высокая зависимость от сырьевого экспорта, высокая инфляция и структурные недостатки в плане низкого уровня ВВП на душу населения и недостаточный институциональный и управленческий уровень.

Кредитный рейтинг «ВВ-» от Fitch, помимо Узбекистана, имеют также Бангладеш, Бразилия. Долговые бумаги данной группы входят в спекулятивную категорию, что подразумевает возможность развития кредитных рисков, особенно в результате негативных экономических изменений.

Во многом нынешний рейтинг Узбекистан получил за счет больших объемов золотовалютных и иных резервов, которые выделяются в качестве ключевого фактора. К сожалению, нынешний кредитный рейтинг страны является неинвестиционным. Для попадания в инвестиционную категорию необходимо получить кредитный рейтинг «ВВВ-» и выше. Например, подобный рейтинг присвоен Казахстану.

В обзоре Fitch положительно отмечается одобренный парламентом Закон о государственном долге, который вводит потолок по госдолгу на уровне 60% от ВВП страны, годовые лимиты на привлечение заимствований и требование о принятии корректирующих мер, если долг превышает 50% от ВВП, а также намерение правительства по введению предельного уровня дефицита в 3%. Тем не менее, доверие к подобного рода шагам будет зависеть от последовательности и приверженности узбекистанских властей данной политике.

Украинский кризис продолжает оказывать негативное влияние, увеличивая риски для узбекистанской экономики, несмотря на устойчивость к первоначальному влиянию со стороны военных действий в Украине и санкционного давления в отношении в России. Высокий уровень неопределенности в мировой экономике, зависящей от продолжительности конфликта в Украине, выступает негативным фактором. В 2023 году рост экономики Узбекистана прогнозируется на 4,7%, во многом из-за слабого мирового спроса. В качестве рисков также выделяются высокая волатильность рубля, уязвимость перед введением вторичных санкций и возможное возвращение рабочих мигрантов.

Цель на будущее

Существующий кредитный рейтинг препятствует притоку иностранных инвестиций в Узбекистан, а также ограничивает возможности по займу денег на долговом рынке ввиду высокой стоимости заимствования, поэтому узбекистанские власти намерены приложить усилия для улучшения рейтинга.

С этой целью президент Шавкат Мирзиёев в конце августа подписал указ об обновлении целевых показателей в международных индексах и рейтингах. По данному указу, в следующем году планируется добиться пересмотра прогноза по Узбекистану со «стабильного» на «положительный», а к 2030 году намечено получение от Fitch и S&P Global кредитного рейтинга «BBB-» с положительным прогнозом.

Для достижения поставленных целей властям Узбекистана необходимо будет предпринять комплекс мер, направленных на улучшение кредитоспособности страны. Назревшие реформы не должны носить исключительно экономический характер, затрагивая также правовую, политическую области, а также сферу государственного управления.

Факторы, которые могут положительно повлиять на кредитный рейтинг Узбекистана, условно можно разделить на три части: макроэкономическую, структурную и факторы, касающееся внешних и государственных финансов.

Под макроэкономическими факторами в первую очередь подразумевается существенное сокращение разрыва уровня ВВП на душу населения Узбекистана по сравнению с похожими странами при одновременной реализации структурных реформ и улучшении макроэкономической стабильности.

Структурные факторы — существенное улучшение стандартов государственного управления, включая верховенство закона, права голоса, подотчетность, качество регулирования и борьба с коррупцией.

В изменениях нуждается сфера внешних и государственных финансов. Значительное улучшение фискального и внешнего балансов государства укрепит доверие со стороны кредиторов. Укрепление внешнего баланса означает получение высокого уровня дохода от экспорта сырья (золото). По оценкам Fitch, депозит государства составляет 8,6% от ВВП, а ликвидные активы Фонда реконструкции и развития Узбекистана равняются 11% от ВВП, что создает большой запас ликвидности, поэтому уровень чистого госдолга с учетом этих резервов ниже валового уровня.

Таким образом, Узбекистану для достижения поставленных в президентском указе целей необходимо решиться на проведение комплексных реформ, затрагивающих практически все сферы. Тем не менее, важно избегать негативных факторов, которые могут привести к снижению оценок кредитоспособности страны. Например, расширение дефицита текущего счета (увеличение внешнеторгового дефицита), резкий рост госдолга, значительное сокращение золотовалютных или государственных резервов.

При проведении последовательной политики по учету данных рекомендаций Узбекистан имеет все шансы догнать Казахстан, получив кредитный рейтинг «ВВВ-» с положительным прогнозом к 2030 году.