Акмаль Пайзиев,

основатель MyTaxi, Express24, Workly, Maxtrack, IMPACT.T.

В начале прошлого года мы запускали проект Express Dookon — быструю доставку продуктов из собственного склада.

Правда через год мы были вынуждены закрыть проект из-за убытков (ранее предприниматель рассказывал, что общие потери составили порядка 2 млрд сумов — прим. Spot).

Операционно Dookon был прибыльным. Но это был так называемый dark-store, то есть товары мы закупали сами, хранили их на складе, а не доставляли с работающих маркетов. Очень много товаров списывали, потому что истекал срок хранения.

В Express24, частью которого было проект Dookon, оставалась лояльная аудитория, у которой есть потребность и готовность заказывать доставку продуктов. Поэтому с момента закрытия проекта мы с командой думали над тем, как по-другому осуществлять доставку, не имея при этом складов.

Тогда и родилась идея Express24 Bozor. Мы понимали, что самое большое количество различных товаров представлены на базарах, но проблема заключалась в том, что они не оцифрованы.

Например, если интегрироваться с магазином или супермаркетом, через имеющуюся у них систему можно посмотреть наличие определенных товаров, цены на них и другую информацию. А на базарах нет никакой системы и в этом заключалась основная сложность.

Поэтому мы решили привлечь к работе партнеров. На каждом рынке у нас по одному такому партнеру, который сам арендует склад для хранения продуктов и выбирает поставщиков по каждой категории товаров.


Как это работает. Пользователь через сайт или приложение выбирает нужный базар, формирует заказ, который поступает партнеру. Он собирает продукты и передает курьеру.

Мы зарабатываем на том, что берем 5% комиссии с партнера. Так как закуп делается после поступление заказа, соответственно, мы не держим стоки, поэтому операционные расходы намного меньше, чем были в Dookon.

К тому же партнеры заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и росте объемов, поэтому дают низкие цены. Этому способствует и конкуренция внутри платформы. Сейчас представлены пять базаров, в следующем году хотим охватить все рынки Ташкента. Завышая цены партнеры могут потерять клиентов, которые имеют возможность сравнить стоимость продуктов на разных базарах. Если на каком-то рынке будут высокие цены, пользователи просто перейдут на другой.

В дальнейшем планируем запустить проект в Самарканде, Бухаре, Коканде, Андижане и Фергане.

Цифры

Проект мы запустили два месяца назад. Тогда обрабатывали 3−4 заказа в день, а сейчас ежедневно поступает около 80−90 заказов. Средний чек составляет порядка 270 тыс. сумов.

Первым запустили Алайский базар. Сегодня помимо него доступны Чорсу, Юнусабадский, Кадышева и Экобазар-Чимган. В зависимости от рынка количество наименований товаров варьируется от 1,5 до 4 тыс, общее количество — около 14 тыс.

Уже появились постоянные клиенты. Наш потребитель — человек со средним и выше среднего достатком. Покупают то, что есть именно на рынках и сложно найти в магазинах, например, в большом объеме берут орехи, изюм, также покупают качественную импортную продукцию, бытовую химию, почти в каждом заказе есть овощи и фрукты.


Кроме того, на различных рынках есть известные среди населения продавцы. Например, на Алайском базаре продают качественную мясную и молочную продукцию, знаменитые гастрономические ряды на Чорсу и т. д. Их клиенты приходят к нам, заказывают онлайн, чтобы избавить себя от необходимости ходить на базары.

Оценить объемы инвестиций сложно, так как проект реализуем внутри структуры Express24, и мы не считали отдельно вложения в это направление. Но сейчас имеем достаточно большие расходы. Потому что каждый новый продукт требует больших трат на маркетинг, рекламу, на решение определенных задач, связанных с привлечением новых клиентов.