botcommerce — конструктор, при помощи которого компания может за несколько минут создать Telegram-бот или сайт для розничной продажи своих товаров.

Помимо стандартного фукнционала (информация о компании, обратная свзяь, оформление заказа) в бот также можно интегрировать платежи, в ближайшее время будет доступно подключение к службе доставки.

Сейчас у botcommerce порядка 50 активных клиентов, среди которых Tim’s Coffee and Roastery, TomYumBar, Moscow Pizza, Lagman 24, Sahovat.

В 2020 году стартап привлек инвестиции от основателя Payme Сарвара Рузматова.

О том, как создавался проект, с какими трудностями столкнулась команда, в каком состоянии сейчас платформа и что планируется в будущем, Spot рассказали сооснователи проекта Шамсидин Мухибиллаев, Абдурауф Шеркулов и COO botcommerce Сирож Бобоев.

Как появилась идея

До проекта у каждого из нас был опыт в сфере разработки: Шамсидин и Абдурауф работали в UZINFOCOM, а Сухроб Косимов, недавно покинувший проект по личным причинам, работал в «Яндексе». В последствии к нам также присоединился Сирож, который ранее был проектным менеджером в CLICK.

Мы понимали, насколько сложный для бизнеса, который хочет начать продавать онлайн, процесс разработки сайта или инструмента электронной торговли. Изначально собирались создать конструктор веб-сайтов с возможность внедрения платежей, но позже сместили фокус на чат-боты. Причина проста — на рынке уже существует множество платформ, которые позволяют довольно легко создать собственный сайт без опыта разработки. А чат-бот магазины тогда только набирали популярность, поэтому рынок был относительно свободен.

В наше время интернет-магазин в любом его виде — это незаменимый канал продаж для многих сфер бизнеса. Тем не менее, поскольку потенциальные клиенты пользуются мессенджерами и социальными сетями каждый день, чат-бот магазины показались нам более перспективными в сравнении с веб-сайт магазинами.

botcommerce

Фото: Евгений Сорочин / Spot

С этой идеей мы обратились к нескольким потенциальным инвесторам, среди которых были, например, Акмаль Пайзиев (Express24/MyTaxi), Зафар Хошимов (Korzinka) и Сарвар Рузматов (Payme).

В итоге только Сарвар проявил значительный интерес к нашему проекту и инвестировал в него $18 тыс. Мы рассчитали, что на разработку проекта уйдет порядка шести месяцев, решили отдать это на аутсорс. Объем инвестиций основывался на объеме расходов, необходимых для подготовки проекта к запуску. Помимо этого, мы вложили в проект около $10 тыс. собственных средств.

Всей суммы нам хватило на запуск начальной версии. Правда в дальнейшем от аутсорс-разработки мы отказались и работали над технической частью сами.

Росли без вложений в продвижение

Первых клиентов привлекли в сентябре 2020 года посредством рекламы в Telegram-каналах. На тот момент это показалось нам уместным, поскольку мы предлагали создание чат-ботов в этом же мессенджере. Выборочно отобрали несколько каналов для публикации наших объявлений, выделив на это около 500 тыс. сумов. Но полученные результаты не оправдали наших ожиданий. Поэтому от рекламы в Telegram решили отказаться. Тем не менее, она дала какие-то результаты — мы привлекли первых клиентов, в числе которых были Tim’s Coffee & Roastery, Al-Baraka и Gijduvon Restaurant.

Через некоторое время мы уже росли органически — работало «сарафанное радио». Например, наши клиенты записывали и публиковали видео-инструкции по работе с botcommerce, что позволило нам увеличивать охваты, не вкладывая при этом значительных средств в продвижение.

В начале многие пользователи не имели представления о работе чат-ботов, и им тяжело давалось работа с конструктором. Добавив к пользовательским видео-инструкциям, наши собственные, проблему удалось постепенно свести на нет.

Особенно большой спрос был в период пандемии, которая пришлась на первые полтора года существования стартапа. В то время компании остро нуждались в простом и удобном инструменте для внедрения онлайн-продаж, и тогда на платформе было создано более 4 тыс. магазинов. После снятия ограничений у нас был некоторый отток активных клиентов, для которых это была экстренная мера, и которым, возможно, был необходим более широкий функционал, который на тот момент мы не предоставляли.

Сейчас функционал botcommerce позволяет пользователям легко создать чат-бот магазин в Telegram, Whatsapp и веб-магазины, внедрять платежи, включая сервисы рассрочки, а также управлять заказами покупателей через интерфейс botcommerce. Для регистрации и создания первого магазина нужно совсем немного времени, от пользователя потребуется лишь адрес электронной почты или аккаунт в Telegram, а также уникальный API-ключ мессенджера, с помощью которого будет работать будущий магазин. Сразу после регистрации, пользователю уже доступен бот-конструктор и он может приступать к работе.

botcommerce

Фото: Евгений Сорочин / Spot

У нас подписная модель монетизации: предлагаем пользователям два тарифа — Basic и Premium ($15 и $20, соответственно). Помимо ежемесячной оплаты доступны годовые платежи с 20% скидкой.

За все время в конструкторе было создано более 9 тыс. магазинов и обработано более 39 тыс. заказов. Сейчас у нас 48 активных клиентов, 22 из которых платят на ежегодной основе, а 26 — ежемесячно. В их числе — Tim’s Coffee and Roastery, TomYumBar, Moscow Pizza, Lagman 24, Sahovat.

В среднем через наших ботов проходит от 120 и более реальных заказов в день. Сейчас в разработке находятся инструменты, с помощью которых клиенты смогут дополнительно продвигать продукты и повышать продажи. Помимо этого, в планах также запуск программы поощрения и подготовка ряда обучающих материалов, с помощью которых планируем привлекать новых клиентов, наглядно показывая все преимущества социальной коммерции.

Клиентская база растет органически, к нам на платформу даже пришли компании из Казахстана и Таджикистана. Сейчас мы все также не вкладываем никаких средств и усилий в продвижение проекта.

За последние 12 месяцев, наш валовый регулярный месячный доход (gross MRR) составил $5,6 тыс. Недавно мы прошли в программу-акселератор AloqaTech Lab, а также подали заявку в программу Silkway Accelerator. Оцениваем необходимую сумму инвестиций в seed-раунде в $1 млн, и в случае их получения, планируем выйти на самоокупаемость до конца этого года.

Также недавно мы прошли в программу акселерации от международный венчурный компании Plug and Play. Программа даёт нам возможность работать с международными менторами, узнать об опыте создание стартапов и конечно привлечь инвестиции. Надеемся, что участие в программе поможет в наших планах по выходу на международные рынки.

Социальная коммерция — новый тренд

Социальная коммерция — это подвид электронной коммерции, где в качестве основного канала продаж используются социальные сети и мессенджеры. Сегодня подобными платформами пользуется практически каждый пользователь интернета, и в будущем их количество будет только увеличиваться.

Ярким примером может служить Китай — лидер в сфере социальной коммерции, где практически любые покупки и оплаты могут быть совершены через мессенджеры, такие как WeChat. Этот тренд сейчас распространяется по всему миру. Так, относительно недавно в Instagram и TikTok появились инструменты, помогающие пользователям совершать покупки, не выходя из приложения. Активно набирает популярность так называемый live-shopping — покупки во время прямых трансляций, что также является подвидом социальной коммерции.

Поэтому можем с уверенностью сказать, что торговля в социальных сетях — это дальнейшее развитие электронной коммерции, и именно так люди будут чаще всего совершать покупки в недалеком будущем, поскольку уже сегодня многие подобные элементы уже активно используются бизнесом, в том числе и в нашей стране.

botcommerce

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Так как социальная коммерция — относительно новый рынок для Узбекистана, то наши главные конкуренты — это компании, предлагающие услуги по разработке программ, в перечень которых могут входить «кастомные» Telegram-боты. Социальная коммерция не является их основной сферой деятельности, поэтому, исключив их, можно сказать, что мы единственный игрок на рынке страны. Некоторые такие компании предоставляют такие услуги на основе botCommerce, чем фактически способствуют расширению нашей клиентской базы, что делает их не конкурентами, а дополнительным каналом продаж.

Выходя за пределы Узбекистана, на рынке Средней Азии нашим прямым конкурентом является Adapt (adapt.ws) — стартап из Казахстана. На глобальном рынке этим занимаются такие компании, как Charles, Yalo, Wizard и Ecwid. С ними мы можем столкнуться в будущем, при расширении на рынки Европы и США.

В каждой стране есть свои законодательные нормы и специфические особенности работы, однако основное отличие с точки зрения нашего бизнеса — актуальные для региона платформы и способы оплаты. В Европе и США, например, крайне популярны Facebook Messenger и Instagram, в Казахстане — WhatsApp, а в Узбекистане — Telegram.

В ближайшее время хотим выйти на рынок ЕС. Так, недавно мы зарегистрировали юридическое лицо в Эстонии, где законодательство позволяет иностранным гражданам удаленно управлять бизнесом и вести документооборот. На рынке ЕС Telegram не настолько популярен, как в нашем регионе, поэтому мы и добавили WhatsApp. Также планируем включить в список поддерживаемых платформ Instagram, TikTok и Facebook Messenger. Это сделает наши услуги значительно актуальнее для европейского рынка.

О команде и IT-кадрах в Узбекистане

С момента запуска проекта мы вели весь процесс разработки самостоятельно, что создавало некоторые трудности, поскольку это занимало значительную часть нашего времени. В мае прошлого года решили расширить команду разработки. Тогда неожиданно для себя столкнулись с проблемой в подборе кадров.

Многие молодые разработчики при поиске работы ориентируются на западные зарплатные вилки, не обладая при этом необходимой компетенцией и опытом. Мы часто сталкивались с тем, что ребята только что окончившие курсы по программированию, имели зарплатные ожидания уровня Middle/Senior разработчика.

В итоге мы внедрили у себя программу стажировки. Через нее уже прошло 12 человек, 6 из которых сейчас работают в штате botcommerce. Всего в команде проекта сейчас девять человек.

С самого начала все сотрудники работали в удаленном режиме. Нам очень удобен такой формат, и за счет правильного менеджмента и распределения задач у нас ни разу не возникало трудностей в рабочей коммуникации.

Если говорить в целом, то мы считаем, что Узбекистан движется в правильном направлении в плане подготовки почвы для развития молодых специалистов в IT-сфере, и с течением времени, как рынок труда, так и ожидания соискателей будут соответствовать друг другу.

botcommerce

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Планы на будущее

Помимо освоения рынка ЕС в ближайших планах — расширение команды, обширная маркетинговая кампания, добавление нового функционала.

В ретроспективе можем сказать, что наши ожидания по проекту и объемам оправдались. Мы сумели доказать работоспособность идеи и наладить стабильную работу проекта, выйти на соседние рынки. И подойдя к дальнейшей работе с энтузиазмом и капелькой стратегического мышления, мы уверены, что сможем предоставить отличный сервис нашим клиентам.