После начала войны в Украине в феврале прошлого года, а также объявления частичной мобилизации в России в сентябре 2023 года в Узбекистан приехали тысячи россиян. Многие из тех, кто прилетел, сумели адаптироваться: одни продолжали работать удаленно, другие нашли работу в местных компаниях, а третьи решили начать свой бизнес.

В марте прошлого года директор по развитию бизнеса «Ситимобил» Евгений Лукьянчиков рассказал Spot о причинах переезда, о том, что важно для тех, кто перебирается в другие страны и как это отразится на бизнесе в Узбекистане.

Спустя почти полтора года после начала войны многие россияне уехали из Узбекистана: одни мигрировали в третье страны, другие вернулись на родину.

Spot поговорил с теми, кто остался в стране и решил попробовать себя здесь в качестве предпринимателя.

Подробнее о своем опыте и проектах рассказал основатель консалтинговой компании «Лаборатория клиентских впечатлений» Алексей Иванов и финансовый консультант Давид Батонишвили.


бизнес релокантов

Алексей Иванов,

основатель консалтинговой компании «Лаборатория клиентских впечатлений».

Я никогда не планировал уезжать из России, хотя ещё в студенческие годы столкнулся с массовой эмиграцией — почти половина моих однокурсников уехала после «Физтеха» заниматься наукой в другие страны.

Но наличие сыновей 19 и 22 лет подтолкнуло меня к переезду в Узбекистан в сентябре прошлого года. А в октябре к нам прилетели жена с маленькой дочкой.

У меня изначально было понимание, что в Ташкенте я надолго. Поэтому сразу начал искать хорошую квартиру, чтобы с удовольствием жить в ней большой семьёй.

Я решил для себя, что не хочу жить «временно». Психологически проще в такой ситуации строить свою жизнь, исходя из подхода, что мы здесь надолго.

Основным фактором для меня была возможность развивать свой бизнес в стране, в которую я приеду.

С этой точки зрения Узбекистан показался мне оптимальным вариантом: хорошая динамика роста экономики страны, бурное развитие банковского сектора, отсутствие языкового и культурного барьера вселили надежду, что у нас здесь всё получится.

В России у меня уже был свой бизнес — консалтинговая компания «Лаборатория клиентских впечатлений». Сейчас я принимаю активное участие в принятии стратегических решений и курирую работу с ключевыми клиентами. Это отнимает много времени, но для меня важно, чтобы и команда, и клиенты чувствовали моё участие.

Бизнес в Узбекистане

Идея создать филиал в Узбекистане возникла ещё в июне 2022 года, когда я прилетал в Ташкент на пару дней.

Летом я даже начал делать первые шаги в этом направлении. А в сентябре стало очевидно, что пришёл подходящий момент реализовать эту идею.

«Лаборатория клиентских впечатлений» занимается исследованием клиентского опыта.

Мы разработали методику исследования клиентского опыта, которая позволяет наиболее точно оценить процесс взаимодействия компании с клиентами, не прибегая к опросам после покупки и обобщённым оценкам на их основе.

Клиентский опыт — это внутренняя реакция клиентов, вызванная взаимодействием с компанией.

На первый взгляд кажется логичным, что про это нужно спрашивать у самих клиентов, но к сожалению, у большинства людей слабо развит эмоциональный интеллект, то есть им сложно понять свои эмоции, а уж тем более разобраться в их причинах.

В Узбекистане к этому ещё добавляется традиционная вежливость, из-за которой даже не очень довольный клиент поблагодарит вас и не станет делиться своим недовольством. Яркое подтверждение тому — очень высокий рейтинг у всех водителей «Яндекс.Такси».

Наша методика строится на том, что мы детально разбираемся в том, как в действительности устроен путь клиента, и хорошо понимаем, какие факторы вызывают эмоции клиентов при взаимодействии с компанией.

В результате получаем более точную и объективную картину, чем дают опросы клиентов.

В Узбекистане очень активно идёт процесс цифровизации, поэтому здесь мы сосредоточили свои усилия на помощи компаниям в построении удобных и понятных пользователям информационных систем.

Например, банки активно развивают цифровые каналы и жалуются, что клиенты к ним не готовы и продолжают ходить в офисы и звонить по телефону.

Но наши первые исследования в Узбекистане показывают, что это не клиенты не готовы к использованию цифровых каналов, а сами банки пока не сделали их удобнее и проще для клиентов.

Для внедрения нашей методики не нужно много времени. Нужна лишь готовность руководства компании попробовать начать работу с нами. И уже после первого исследования становится понятно, что в реальности клиентский путь сильно отличается от того, как его представляли, глядя изнутри компании.

Инвестиции. Наш бизнес не требует больших инвестиций. Основное вложение на первом этапе — моё время. И важно опережающими темпами набирать и обучать сотрудников, даже если для них ещё недостаточно работы, за которую платят наши клиенты.

Для себя я оценивал необходимые вложения на первые полгода в 300−500 млн сумов, после чего бизнес должен начать приносить прибыль. Сумма небольшая, так что я занял её из оборотных средств своего российского бизнеса.

Об окупаемости. Мы работаем с крупными компаниями, поэтому независимо от страны на первых шагах сотрудничество развивается медленно.

От слов руководителя компании, что он готов начать работу с нами, до реального начала работы проходит обычно 3−6 месяцев.

Поэтому пока рано говорить, что мы вышли на стабильную и прибыльную работу, но у нас уже есть первые клиенты, так что к концу этого года рассчитываю полностью окупить вложения и выйти на устойчивое прибыльное развитие.

Трудности

Первое время трудности возникали на каждом шагу. Непонятно было куда идти для решения даже самых простых вопросов. Но очень помогала отзывчивость людей, к которым я обращался.

Главная сложность, которая никак не зависит от страны, это создание команды. Нужно найти людей, которым будет нравится то, что и как мы делаем, и у которых это будет хорошо получатся.

При этом важно собрать команду, которая будет разделять общие ценности и подходы к работе. Можно сказать, что первый шаг в этом направлении уже пройден — нас уже шесть человек в команде.

Открыть бизнес сложно, когда делаешь это впервые. Свой первый бизнес я начал развивать 24 года назад.

За эти годы столько всего произошло, что к возможным страхам и опасениям отношусь философски: либо у меня получится создать успешный бизнес в Узбекистане, либо я «куплю» себе интересный опыт.

Достаточно большой опыт ведения бизнеса в России мне здесь сильно помогает. Например, трудовые договора и договора с клиентами мы используем российские, внеся в них лишь незначительные правки.

К счастью, законодательство у нас очень похоже. А процесс регистрация ООО в Узбекистане меня приятно порадовал своей простотой.

Очень полезным оказалось прохождение аккредитации в IT Park. Для этого нужно было написать бизнес-план, то есть упорядочить свои мысли о том, как я вижу развитие компании на ближайший год.

Оценка рынка и ниши

Я согласен, что рынок достаточно перспективный практически в любой сфере. Но у этого есть и оборотная сторона.

С самого начала стал уделять время образовательной деятельности, чтобы как можно больше предпринимателей и руководителей бизнеса в Узбекистане узнали про то, как и зачем нужно уделять внимание клиентскому опыту.

А самое главное — поняли, как клиентский опыт влияет на финансовые показатели их бизнеса.

Кстати, первым руководителем, который решил начать работу с нами, оказался глава Humans — Владимир Добрынин. Мы с Humans уже реализовали три проекта.

Отличительные черты ведения бизнеса в России и Узбекистане.
Самое приятное отличие на данный момент — общий позитивный настрой бизнеса на длительное активное развитие.

С начала пандемии в 2020 года мы в России жили в условиях постоянной неопределённости, что сильно мешало долгосрочному планированию.

Для малого бизнеса, на мой взгляд, самое главное, чтобы ему не мешали заниматься основной деятельностью. Поэтому любые регулярные упрощения высвобождают энергию руководителя, позволяя уделять больше времени бизнесу.

О жизни в Узбекистане

Больше всего в Узбекистане мне нравится вежливость и отзывчивость людей. А сильно удивило, что различия в менталитете оказались сильно преувеличены.

Исходно мне все говорили, что без личных связей никто со мной даже разговаривать не будет, а уже работать с моим бизнесом тем более.

В реальности же оказалось, что руководители крупных компаний открыты к общению, если видят возможную пользу от него. А при встречах с ними выясняется, что мы выросли на одинаковых книгах и фильмах, поэтому у нас больше общего, чем я предполагал до переезда в Узбекистан.

Единственное, к чему пока никак не могу привыкнуть, это отношение ко времени.

Очень сложно планировать свой календарь, так как большинство не готово договариваться на точное время на несколько дней вперёд, а предлагают созвониться утром и договориться.

Планы. На ближайшие год основная задача для меня — построить устойчивый и прибыльный бизнес в Узбекистане. Но уже появляются мысли, что следующим шагом интересно будет попробовать выйти и на другие страны.

Я люблю амбициозные вызовы. Но пока чётких планов в этом направлении нет. А про возвращение в Россию ничего не загадываю. Пока не планирую, а дальше время покажет.


бизнес релокантов

Давид Батонишвили,

финансовый консультант.

21 сентября в России была объявлена мобилизация и инстинкт самосохранения взял свое.

Думать времени долго не было, чемодан был собран за семь минут, попутка найдена через Telegram и вот 23 сентября утром я уже на границе с Финляндией.

Пару дней там, затем Стамбул, очередной самолет и вот «Привет, Ташкент!»

Мой первый визит в Узбекистан был еще в июле 2022 года, в разгар «чилли». Приезд был связан с «карточным туризмом».

Как потом оказалось момент был выбран подходящий: не было очередей и банки охотно открывали счета и карты.

Почему был выбран Узбекистан — не спрашивайте, до сих пор не знаю (улыбается).

Важна была безопасность как личная, так и девушки, в первую очередь, а также баланс между качеством и доступностью жизни, возможности реализовать себя.

В Узбекистане находились партнеры, с которыми я познакомился еще в России. Было мнимая надежда, что возможно через них можно было бы начать быстрее осваиваться и найти себе применение.

По итогу все этого не понадобилось, помогло упорство и бешенная мотивация.

Кстати, о том, что в Ташкент я еду надолго мысли приходили еще по дороге в Финляндию.

Что подтолкнуло к бизнесу

Идею не пришлось придумывать. С момента отъезда из России со мной продолжали контактировать партнеры — консультироваться по тем или иным вопросам. В определенный момент я понял, что нужно найти некое системное решение.

Чтобы рассказать подробнее о своем проекте, нужно понять кто я и чем занимаюсь — откуда, как говорится, «ноги растут».

Я финансовый консультант, за плечами почти 10 лет в корпоративной дирекции европейского банка.

Консультировал разные компании: «Теремок» (сеть общественного питания), «Буше» (сеть пекарен), Горпроект (проектировщик Лахта-центра, башни Moscow City и др.), ряд компаний медицинского сектора из списка топ-10 поставщиков в России и другие.

Параллельно с этим развивал и продолжаю развивать инвестиционные проекты. Был опыт создания и развития частного инвестиционного фонда в Чехии.

Долгое время пытался найти применение своим навыкам в Узбекистане.

Проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться партнеры, подтолкнули к поиску решений. Основные две дилеммы — как оплатить за товар/услуги и как его (товар) доставить.

После первого визита в Узбекистан уже сложилось определенное впечатление от банковского сектора.

По мере нахождения здесь удалось расширить контакты с рядом финансовых институтов, вместе с которыми были разработаны инструменты, позволяющие осуществить оплату и дальнейшую логистику до конечного покупателя.

Все это вылилось в услуги — «Финансовая и транспортная логистика».

Инвестиции. Основной ресурс, который пришлось инвестировать в разработку идеи и ее реализацию — время.

Время на то, чтобы четко сформулировать проблему, на поиски решений и людей, которые помогли бы в реализации затеи. Все остальное — техника.

Трудности

Основные сложности были связаны с бытовыми вопросами — поиск квартиры, ее обустройство. В остальном — рутинные хлопоты.

В бизнесе сложнее: основная задача — масштабирование и выстраивание автономной системы, которая бы могла стабильно функционировать без личного присутствия. Но самое сложное в любом деле — начать.

Жаловаться не стоит, мне есть с чем сравнивать. Система регистрации бизнеса в Узбекистане не самая бюрократизированная, я бы сказал, стандартная. В то же время есть и свои шероховатости.

Вопроса в том регистрировать бизнес или нет — не стоял. А вот в какой форме — был.

Как писал ранее, мой основной профиль деятельности — финансовый консалтинг. Поверхностно (что было ошибкой) изучив нормативную базу, двинулся в налоговую регистрировать ИП. По итогу безрезультатно.

Как показала практика, в Узбекистане есть три организационные формы для регистрации бизнеса — самозанятый, ИП и ООО/АО.

Каждой организационно-правовой форме соответствуют определенные виды деятельности. К примеру, ты можешь, условно, заниматься ремеслом в форме самозанятого и в то же время не можешь заниматься таковым в форме ИП.

Изучив детально эти особенности, продолжил поиски вариантов. В ходе всего этого наткнулся на сайте налоговой на статью про самозанятых.

Изучил особенности, посмотрел виды деятельности и в конце списка увидел 67 вид деятельности — «консультации» в том числе финансовые и онлайн.

«Бинго» подумал я, и ожидал открытия офиса налоговой.

Пришел туда утром, специалист попытался мне помочь с регистрацией. Мы открыли приложения Soliq (это к вопросу о том, что возможность регистрации была доступна не выходя из дома), попытались пройти регистрацию, однако система выдавала сбой.

Специалист рекомендовал прийти после выходных, что я и сделал.

Попытка номер два не увенчалась успехом.

Со слов сотрудника, нерезиденты не имеют права регистрироваться в Узбекистане в форме самозанятого.

В мыслях было уже идти регистрировать ООО, а это накладывало соответствующие налоговые и бюрократическая издержки.

Решил, что стоит еще глубже покопаться в теме. Открыл все нормативы и законопроекты, проштудировал их вдоль и поперек.

И самое удивительное: нигде не было написано о том, что нерезиденты не имеют право регистрироваться в форме самозанятых. Более того, наткнулся на статью 2020 года, где упоминалось обратное.

Решил идти до конца. Позвонил в главную налоговую. Рассказал специалисту, кто я, что хочу и какой у меня паспорт. На что мне дали тот же ответ, что и за предыдущие попытки.

Тут я подумал, что «послать меня к чертям» всегда успеют, но до того, как это сделать, надо успокоить мое любопытство.

Я жаждал пояснений, ссылки на нормативные документы, где черным по белому было бы написано, что я не имею право регистрироваться в форме самозанятого.

Со всеми этими вопросами я обратился к налоговому специалисту. В воздухе висела пауза, через 5−7 секунд специалист ответил коротко: «Брат, уточню. Перезвоню».

Спустя 15 минут он вернулся с приятной новостью, что можно. Здорово, подумал я, однако, оставался технический затык: налоговая подтвердила, а в приложении Soliq зарегистрироваться было нельзя.

Долго думать не стал, поехал в налоговую. Встретился с техническим руководителем. Пояснил ему суть моего приезда, указал на технические недочеты. И тот, надо отдать ему должное, сразу включился в вопрос.

В итоге оказалась, что «плашка» позволяющая регистрироваться нерезидентам была недоступна. И для ее разблокировки нужно было получить «добро» от вышестоящего руководства.

Руководитель взял паузу. Сказал, что со всем разберется. Мы обменялись контактами и оставались на связи. В итоге техническая проблема была решена, можно было пробовать.

Раз попытка, два попытка и на третий раз Давид Батонишвили был успешно зарегистрирован в форме самозанятого.

Я сразу поделился информацией в чат-группе предпринимателей.

В течение дня человек 30−40 мне написали благодарности за достижение. Чувствовалось, как многие были озадачены данным вопросом. Как итог, многие смогли зарегистрироваться и продолжают это делать.

Возвращаясь к проекту: разработанные инструменты уже позволяют помогать предпринимателям осуществлять платежи и поставлять необходимую продукцию.

Первые контракты были заключены почти сразу, как только была пройдена регистрация в качестве самозанятого. Реализованные затеи еще до конца не окупились. Однако уже видны первые результаты и положительная тенденция.

Основная цель на ближайшую перспективу — увеличение клиентской базы и масштабирование.

Оценка рынка и ниши

Здесь уместна фраза советского космонавта Алексея Леонова: «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Экономика и рынок, как и в целом страна, в том виде, в котором мы ее наблюдаем, еще очень молода. Только недавно Узбекистан открылся миру и начала себя демонстрировать.

Видно желание, в хорошем смысле «голод» предпринимателей. Активно развивается банковский сектор, туризм, текстильный и агро-кластеры. В страну приехало большое количество специалистов, которым есть чем поделиться в плане опыта.

Что отличает Узбекистан от России

Отличительная черта — частые договоренности на словах, порой без документального сопровождения. Много параллелей связываю с культурными особенностями.

Например, желанием угодить, сделать больше и порой, того, что не требуется. Это с одной стороны приятно, а с другой требует дополнительных временных и моральных затрат.

Еще один аспект — темпы ведения бизнеса. Страна жаркая, чувствуется размеренность. Задачи, которые ставятся и требуют, условно, пять минут, могут выполняться часами, а порой и днями.

В России мы привыкли более высокому темпу и порой местным предпринимателям сложно подстроиться под наш ритм. Главное — общий язык, который зачастую, удается находить.

И конечно, что касается денег, а точнее купюр: когда ты видишь кипы «котлет», которые часами пересчитываются, в начале это вызывает изумление. Для экономики было бы здорово перейти на безналичные формы расчетов.

Облегчить тернистый путь местному предпринимателю помогло бы доверие к системе.

Люди до сих пор хранят сбережения под подушкой. Связываю это с уровнем финансовой грамотности населения, а также «юностью» страны и экономики.

Чего не хватает банковской сфере

Инфраструктура и техническая база уже на уровне, осталось довести ее до ума.

К примеру, было бы круто, чтобы был не один-два банка, которые позволяли бы отправлять SWIFT-переводы с мобильного приложения, а в целом это была бы норма рынка.

Зачастую предпринимателям приходиться «топать ножками» в банки, стоять в очереди, подписывать кипу документов и прочее.

Необходимо увеличить темы диджитализации. Тем самым сделать так, чтобы любой запрос было возможно удовлетворить не выходя из дома.