Центральный банк сообщил о снижении способности узбекистанцев покупать автомобили, несмотря на рост доходов. Об этом говорится в отчете регулятора.

Центробанк предупреждает, что увеличение в последние годы автокредитов в портфеле банков создает риски из-за возможности резкого снижения цен на машины под влиянием внутренних или внешних шоков. Например, во время экономического кризиса доходы населения падают, что вызывает сокращение спроса на автомобили и падение цен на них. В результате банки не смогут компенсировать потери по кредитам, продав автомобили, взятые в залог.

ЦБ отмечает снижение способности граждан со средним доходом приобрести автомобиль, несмотря на годовой рост зарплат в 22%.

В свою очередь, высокие темпы роста автокредитования еще больше стимулировали спрос на автомобильном рынке. В условиях ограниченного предложения, связанного с высокими таможенными ставками на импорт машин, это приводит к росту цен на автомобили как на сберегательный актив. Вдобавок, усиливающиеся спекулятивные процессы повышают привлекательность инвестиций в авто.

Из-за возросшей привлекательности автокредитов увеличился средний срок выплат по ним. В частности, в первом полугодии срок автокредитования в среднем составил 4,4 года, что на 0,6 года больше, чем в прошлом году. В Центробанке видят положительное влияние удлинения среднего срока автокредитов на покупательную способность граждан.

Однако на автокредитование сохраняются относительно высокие процентные ставки — в районе 24%.

ЦБ подчеркнул, что при повышенном спросе на автомобили на первичном рынке резкое изменение объема предложения и быстрые темпы роста средних цен на авто усиливают давление на вторичный рынок.

Согласно данным регулятора, по состоянию на начало нынешнего года количество легковых автомобилей в республике возросло на 11%, благодаря чему число машин на 1000 постоянных жителей увеличилось с 86 до 94.

Тем не менее, Узбекистан значительно отстает по этому показателю от стран-соседей, что говорит о высоком объеме неудовлетворенного спроса на автомобильном рынке, отмечают в регуляторе.

Высокая доля автокредитов в портфеле банков несет риски концентрации для кредитных организаций, что угрожает всей банковской системе. В частности, ожидаемое в будущем снижение импортных пошлин на ввоз автомобилей, вступление Узбекистана в ВТО, а также увеличение производство машин внутри страны поспособствует снижению цен на авто. В результате окажется, что выделенные автокредиты не подкреплены достаточным залоговом обеспечением, что приведет к росту проблемных займов и убытков для банков.

В сентябре Центробанк ограничил долю автокредитов в общем кредитном портфеле банков на уровне 25%. Предписания были введены для снижения концентрационных рисков и вероятности потерь по активам для банков.

Ранее Spot писал, что Узбекистан увеличил импорт автомобилей из Китая почти в 6 раз.