Как появилась идея

По образованию я экономист, но никогда не работала по специальности. Когда я была в декрете с первым ребенком, решила использовать имеющееся время, чтобы получить новые знания и навыки. Прошла обучение на курсе PMP в узбекско-японском центре, и именно там поняла, что хочу создать что-то для детей. В этот момент я узнала, что нахожусь в положении и отложила эти мысли. Когда второму ребенку было полгода, я решила реализовать свою идею.

Мне хотелось создать что-то, чего не было на местном рынке. Начала изучать разные франшизы и наткнулась на российскую сеть развития эмоционального интеллекта для детей Ei Kids. Концепция мне очень понравилась. Раньше не задумывалась, что эмоциональный интеллект нужен не только взрослым, но и детям.

Мне показалось, что эта ниша в Узбекистане свободна и спрос на такие услуги будет высокий. Правда, я не проводила исследование рынка, действовала исходя из своего интереса. Позже поняла, что сильно ошиблась. У людей было понимания, что такое эмоциональный интеллект, поэтому приходилось создавать спрос на наше уникальное предложение. Франчайзер тоже обещал невероятный всплеск интереса у родителей, говорил, что это направление будет таким же популярным, как ментальная арифметика или английский язык.

Мы заключили договор с Ei kids и я оплатила им 250 тыс. рублей (по курсу того времени около $4,2 тыс), за дополнительную плату приобрела пособия — специальные настольные игры, плакаты, карточки и т. п. Я прошла в компании обучение на педагога по эмоциональному интеллекту, после мы начали поиск педагогов и помещения.

Ежемесячно оплата роялти составляла 10 тыс. рублей (около $170). Франчайзер помогал в вопросах методики преподавания, обучении педагогов и освоении концепции эмоционального интеллекта. Но в маркетинге и продажах поддержка была слабая и никак не помогала популяризовать это направление.

На первом этапе начинать по франшизе было удобно, потому что у меня не было абсолютно никакого опыта в бизнесе. Для многих новичков это самый подходящий вариант.

Когда началась пандемия, я разорвала с ними контракт, потому что не получила должной поддержки. С тех пор работаем по своей программе.

Стартовые ресурсы и продвижение

По нынешним меркам, в школу вложено не так много — $6 тыс, из которых порядка $4 тыс. ушло на паушальный взнос (паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу (франчайзеру), чтобы работать под чужим товарным знаком — прим. Spot), остальное — на аренду помещения, мебель и раздаточные материалы.

В январе 2019 года мы нашу «Школу эмоций». Чтобы привлечь первых клиентов, запустили в Instagram таргетированную рекламу. После нее поступило много заявок на первое пробное занятие. Но мы тогда не справились с таким большим потоком людей. Из-за отсутствия опыта, наделали много ошибок. В первый день школы мы приняли четыре группы, и у меня не было возможности качественно пообщаться со всеми родителями, взять обратную связь. Поэтому на курс записались не все пришедшие.

В одной группе у нас до восьми детей. Бывает, что занимаются всего по 3−4 человека: зависит от сезона и нашей активности в продажах.

За все эти годы наши расходы особо не менялись, если пересчитывать все в долларах и с учетом инфляции. В среднем в месяц уходит порядка 10−11 млн сумов — налоги, зарплаты педагога и SMM-менеджера, оплата аренды. Может возникнуть закономерный вопрос — почему такая маленькая сумму. Но нужно учитывать, что мы пока небольшой проект, и у нас относительно немного расходов.

Поддерживать одинаковое количество учеников в течение года непросто. Существует сезонный фактор — основной набор учеников идет в сентябре и октябре, также в марте принимаем довольно большой поток, который с мая начинает уменьшаться. Летом проводим короткие программы и мастер-классы, либо уходим на каникулы.

Чтобы привлечь новых клиентов используем стандартные инструменты — таргетированная реклама в соцсетях (тратим на это от $20 до $200 в месяц), реклама в небольших каналах и сообществах в Telegram. Сарафанное радио тоже хорошо работает. Бывает, что психологи отправляют к нам детей после консультаций.

У нас три возрастные группы: 4- 6 лет, 7−9 и 10−12 лет. Мы можем работать и с подростками, но привлекать такую аудиторию эффективнее напрямую, а наши соцсети ориентированы на родителей.

Для детей помладше — в возрасте 3−4 лет — у нас уже есть курс, который мы готовы запустить — «Мама и малыш». Это непростой возраст для большинства родителей, и совместные занятия помогут малышам познакомиться с миром эмоций, а мамам — легче пережить кризисный период ребенка.

Динамика работы

Летом у нас всегда затишье. Но первое лето после запуска мы работали все три месяца. Тогда проводили короткие программы — интенсивы. Позже отказались от этой практики и начали уходить на «каникулы». Время от времени проводим мастер-классы в летний период. Этим летом планируем работать. Занятия стоят 620 тыс. сумов в месяц. Это 8 уроков, 4 посещения.

Помимо этого у нас очень тесная обратная связь с родителями. Мы помогаем решить вопрос, с которым они пошли бы к психологу. При этом предупреждаем, что занятия не заменяют консультацию или терапию у психолога. Нередко бывает так, что мы рекомендуем индивидуальные занятия, когда в групповом формате невозможно помочь.

До сих пор мы сталкиваемся с тем, что немногие знают про эмоциональный интеллект. Радостно, что таких людей с каждым годом становится все больше, но еще не все видят в этом ценность. Поэтому привлекать на занятия новых учеников все еще непросто, но интересно.

Также у нас бывают сложности с поиском новых педагогов. За годы работы школы у нас сформировалось свое видение преподавания детям. Хотелось бы в команду таких же увлеченных и готовых к развитию педагогов. По моему мнению это просто, когда ты любишь и принимаешь ребенка. Большинство применяют какой-то авторитаризм, чтобы привлечь внимание детей. Либо, если нет авторитаризма, то для них оказывается сложным завлечь ученика.

Формат обучения

Эмоциональный интеллект — это сумма четырех навыков:

  • осознание эмоций (что я чувствую);
  • понимание причин (почему я это чувствую);
  • использование эмоций (как я могу это использовать);
  • управление эмоциями (как я могу этим управлять).

Концепций эмоционального интеллекта есть несколько в мире, мы придерживаемся первоначальной, которая разработана в Йельском и Нью-Гепширском университетах. И на ее основе мы строим нашу программу.

Что касается методики — мы подходим к этому комплексно: приемы и методы арт-терапии, сказкотерапии и драматерапии, дискуссии, ролевые игры и т. д. В зависимости от возраста педагог по-разному выстраивает программу — если это малыши, то там минимальное количество теории, больше активностей, игр. Занятия проходят максимально мягко, в комфортной и дружелюбной атмосфере. Мы не заставляем детей выполнять задания, отвечать на вопросы.

Бывает, что у ребенка непредсказуемое поведение, тогда мы рекомендуем индивидуальную работу. Мы не можем оставить ребенка в группе, если он требует слишком много внимания. Хоть в группе мало детей, нам необходимо уделять время каждому.

Самая важная задача — вовлечь ученика в то, что педагог хочет передать через игру или диалог. Это бывает непросто, особенно с маленькими детьми. Когда с одной стороны легко, потому что с ними можно поиграть, но при этом нужно не просто попрыгать, а чему-то обучить. А с детьми постарше легче завладеть вниманием, но занятие должно быть очень интересным.

На курсе дети учатся обращать внимание на свои эмоции, понимать их причины и управлять своим эмоциональным состоянием. Это один из топовых навыков, необходимых для успешной реализации и счастливой жизни.

Занятия проводятся один раз в неделю по два подряд (по 45 минут) с перерывом. Работаем так с самого начала, это расписание оказалось удобным для родителей. На «перемене» дети играются и перекусывают. В конце занятия мы приглашаем родителей в группу: обсуждаем с ними пройденную тему, говорим об эмоциях и чувствах, даем задания на закрепление темы. Так мы вовлекаем родителей, чтобы они максимально участвовали в процесс обучения ребенка и поддерживали ЭИ-среду дома.

Результат зависит не только от нас и детей

Чаще всего родители обращаются к нам с каким-то запросом. Например, если ребенок застенчивый, наша задача помочь стать более раскрепощенным, свободно контактировать с другими детьми или взрослыми.

Но результат зависит не только от нас. Если родители включены в процесс, то прогресс будет заметен намного быстрее. К моему большому сожалению, мы очень зависимы от участия родителей. Например, языки дети могут учить самостоятельно, в случае с эмоциональным интеллектом все сложнее — без участия близких не обойтись. Причем важно, чтобы родители работали не только над эмоциями детей, но и своими. Это достаточно непросто во взрослом возрасте. Вот мы, взрослые, готовы развивать ребенка, тратить на него время и деньги. А на самих у нас иногда просто не хватает сил, слишком много других задач.

За пять лет я прошла разные стадии отношения к этой ситуации. Вначале была категорична: считала, что если у людей нет времени заниматься этим, то и не стоит тратить на занятия деньги. Предупреждала об этом родителей. Конечно, никто не разворачивался и не уходил. Но отношение от этого не менялось — многие продолжали игнорировать домашние задания. Со временем я пришла к противоположной точки зрения: понимая, сколько на родителях ответственности и задач, мы принимаем их позицию. В конце концов, ребенок все равно что-то получает знания на занятиях, и родители видят результат.

Поэтому, когда с ребенком дома забывают сделать задание, обсудить то, что проходили на уроке, мы относимся с пониманием, но напоминаем, что результат можно получить намного быстрее, если родители будут помогать ребенку развивать эмоциональный интеллект.

Через месяц редко можно заметить ощутимые изменения в поведении ученика, но через три уже бывают видны результаты, например, как ребенок ведет себя, испытывая сильные эмоции — злость или печаль.

школа эмоций

А еще бывает, что приходят с одним запросом, но ребенок параллельно осваивает и другие навыки. И первые изменения — дети начинают говорить о своих эмоциях. Например, «Мама, я злюсь» или «Мне грустно». Это хороший результат, потому что в семьях не принято говорить о своих эмоциях. У большинства людей есть речевая привычка говорить «Хватит плакать, злиться». Многие родители понимают, что это неправильно, но осознают только после того, как это произнесли. Чтобы избавиться от этой привычки, нужно время.

Конкуренты

В целом мы конкурируем с любыми детскими кружками. Родители не могут отдать ребенка на 10 занятий, максимум 3−4. К нам приходят осознанно. Я очень благодарна каждому родителю, который выбирает нас. У нас «мягкое» направление, где результат не так четко заметен, как после занятий английским или математикой. Для того чтобы заметить изменения, нужно наблюдать за ребенком.

Но чаще всего к нам приходят с какой-то болью. Когда ребенок слишком застенчивый, не может справиться со злостью или не может дружить с другими детьми. Редко кто приходит и говорит, что хочет развивать эмоциональный интеллект.

Планы школы

Выход в онлайн. Это внешняя моя цель, которая пока еще не осуществлена. Мы хотим выйти в онлайн именно с детскими занятиями. Много онлайн-курсов, мастер-классов и интенсивов для взрослых, но для детей, особенно в Узбекистане, их единицы. Это перспективно и удобно для родителей.

Также я планирую масштабирование офлайн-точек, но сейчас понимаю, что мне в онлайне будет проще расширяться.