Рейтинговое агентство Standard & Poor’s прогнозирует трудности с приватизацией государственных «Узпромстройбанка» и «Асакабанка».

Значительная доля государства в банковской сфере, составляющая 67% от общего объема активов, и программы льготного кредитования снижают эффективность механизма трансмиссии денежно-кредитной политики ЦБ.

«После приватизации „Ипотека-банка“ в 2023 году власти Узбекистана планируют приватизировать „Асакабанк“ и „Узпростройбанк“. Однако мы считаем, что это — сложная задача, которая, вероятно, потребует времени», — ожидают эксперты S&P.

Среди факторов, способствующих устойчивости банковского сектора, — экономический рост, увеличение располагаемого дохода и низкий уровень проникновения розничного кредитования в Узбекистане (менее 10% ВВП). Однако доступ к финансированию для банков на местном рынке ограничен, а регулирование сектора остается не всегда предсказуемым и прозрачным.

С 2024 года S&P прогнозирует фискальную консолидацию на фоне повышения энерготарифов, улучшения адресности социальной помощи и отмены некоторых налоговых льгот. В результате правительство ожидает сэкономить 1% ВВП от тарифной реформы. Борьба с теневой экономикой и улучшение менеджмента в госкомпаниях помогут нарастить доходную часть бюджета.

Агентство прогнозирует снижение дефицита госбюджета до 3,2% ВВП лишь к 2027 году из-за более высоких расходов на социальную сферу и волатильности конъюнктуры на сырьевые товары, включая золото.

Кроме того, аналитики выделяют риски для госбюджета, связанные с наращиванием негарантированного долга госкомпаний и по проектам ГЧП. В случае если проекты окажутся хуже, чем ожидалось, могут возникнуть проблемы с погашением заимствований — особенно в иностранной валюте.

Высокий дефицит текущего счета и растущий внешний долг могут повысить риски для платежного баланса Узбекистана. В 2023 году рост импорта был вызван разовыми факторами, но реализация множества инвестиционных проектов потребует сохранение высокого уровня импортных поставок.

«Наряду с увеличением потребления газа домашними хозяйствами, такие крупные проекты, как Uzbekistan GTL, Шуртанский газохимический комплекс и газохимический комплекс на базе технологий MTO (Methanol to Olefin), увеличат потребление и импорт газа в течение нашего прогнозируемого периода [до 2027 года]», — говорится в обзоре.

На фоне некоторого снижения инвестиций со стороны российских компаний и сосредоточения инвестиций в добывающих отраслях S&P прогнозирует, что дефицит текущего счета продолжит финансироваться за счет наращивания внешнего госдолга, а объем валютных резервов ЦБ сократится к 2027 году.

Ранее Spot писал, что S&P отмечает сохранение риска вторичных санкций для бизнеса в Узбекистане.