Агентство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной валюте на уровне «BB-» со стабильным прогнозом.

В S&P полагают, что Узбекистан приступил ко второму этапу реформ для решения проблем, связанных с энергобезопасностью, высокими затратами бюджета на субсидии, растущим импортом газа и привлечением инвестиций в ряд отраслей. Реализация реформ и стремление к более благоприятной рыночной политике могут обеспечить ежегодный рост ВВП в 5% до 2027 года.

Среди позитивных факторов, поддерживающих кредитный рейтинг, выделяют приемлемый уровень внешнего и государственного долга, а среди рисков отмечают низкий уровень благосостояния граждан (ВВП на душу населения) и недостаточную гибкость монетарной политики.

В период с 2024 по 2027 экономика Узбекистана будет в среднем расти на 5,2%, что немного ниже 6% роста по итогам прошлого года. Росту поспособствуют привлечение инвестиций, либерализация тарифов, приватизация и улучшение фискальной политики. По мнению аналитиков S&P, возврат НДС и сохранение регулируемых цен на потребительские товары компенсируют негативное влияние роста расценок на энергоносители и высоких процентных ставок.

В первом квартале приток денежных переводов увеличился на 9%, а торговля с Россией — на 16%, что объясняется наращиванием экспорта Узбекистана и подписанием двухлетнего контракта с «Газпромом» на импорт газа.

«Риск вторичных санкций США и ЕС в отношении узбекских компаний, ведущих бизнес с Россией, сохраняется, хотя правительство старается соблюдать требования санкций. Например, США и ЕС ввели санкции против нескольких узбекских компаний, занимающихся торговлей электронным и телекоммуникационным оборудованием и товарами оборонной промышленности. В ответ правительство внедряет усиленные процедуры проверки, автоматизированные меры проверки и стресс-тестирование», — пишут аналитики рейтингового агентства.

Несмотря на благоприятную демографию, республика сталкивается с трудностями по удовлетворению внутреннего спроса на рабочие места. Более того, слабости российской экономики могут усугубить ситуацию на рынке труда.

В прошлом году в Узбекистане прошли досрочные президентские выборы и референдум по конституции, на которых отмечали «отсутствие конкуренции». S&P затрудняется прогнозировать политику Узбекистана из-за высокой централизации и отсутствия сдержек и противовесов, отмечая «сохранение значительной неопределенности по поводу будущего правопреемства».

Ранее Spot писал, что МВФ рекомендует принять законы о декларировании активов и конфликте интересов.