Как ранее писал Spot, S&P Global Ratings улучшило прогноз кредитного рейтинга Узбекистана, изменив его со «стабильного» на «положительный». При этом сам рейтинг остается на уровне «BB-».

Эксперты ожидают продолжения правительством реформ в экономической сфере и дальнейшей фискальной консолидации. Также расчеты агентства в позитивном сценарии предполагают, что высокие цены на золото поспособствуют росту экспорта и бюджетных поступлений.

Макроэкономика

ВВП Узбекистана в 2024 году увеличился на 6,5% за счет активного развития в ряде отраслей, включая связь, строительство и торговлю. Средние темпы экономического роста в предыдущие три года составили около 6,8% годовых. В 2025—2028 годах S&P прогнозирует сохранение высоких темпов роста даже с учетом небольшого замедления — 5,6% в год.

Одной из драйверных отраслей станет энергетика, в первую очередь за счет развития «зеленой» электроэнергии с привлечением иностранных компаний. Также правительство намеревается увеличить добычу меди, серебра, золота и урана для расширения экспорта.

При этом ВВП на душу населения останется сравнительно низким — $3300 по итогам текущего года. Несмотря на большую долю молодежи, эксперты сомневаются в возможности обеспечить достаточный рост занятости для покрытия спроса.

Денежные переводы из-за рубежа в прошлом году составили $14,8 млрд или 13% ВВП, частично компенсировав падение в 2023 году. Большинство трудовых мигрантов работает в России, на которую пришлось 77% переводов. При этом растут поступления из других стран, включая США, Германию и Южную Корею.

Кроме того, РФ остается одним из основных торговых партнеров Узбекистана. Двусторонний товарооборот за год составил $11,6 млрд, причем рост узбекистанского экспорта во многом связан с санкциями против России.

Хотя официальный Ташкент «пытается соблюдать» торговые ограничения, S&P отмечает сохраняющийся риск новых вторичных санкций со стороны США и Евросоюза. В ответ власти принимают меры, включая автоматический скрининг и расширенные процедуры комплаенса.

Заимствования

Узбекистан в последние годы наращивает вложения в инфраструктурные проекты, энергетический и добывающий сектора, а также социальные расходы. Среднегодовой темп роста госдолга с 2021 года составил 6,1% от ВВП.

По расчетам S&P, к 2028 году общий госдолг увеличится с 33% до 40% ВВП при установленном законом пороге в 60%. При этом ожидается, что правительство в текущем году сможет сократить бюджетный дефицит до целевых 3% ВВП.

В частности, повышение тарифов на электроэнергию и газ позволит сэкономить порядка 0,5% ВВП за счет сокращения субсидий. Также планируется реформировать систему социальной помощи, отменить ряд налоговых льгот и расширить налоговую базу. Снижению дефицита поспособствует и рост поступлений от экспорта меди и золота.

Отмечается развитие внутренних заимствований, доля которых в общем госдолге на конец 2024 года составила 16% — против 11% двумя годами ранее. Номинальные процентные выплаты увеличились на 77% за счет роста доли домашних и коммерческих займов.

Внешнеторговый баланс

По итогам 2024 года дефицит текущего счета сократился до 5% ВВП. Одной из причин этого стал рост цен на золото и другие сырьевые товары, которые составили 38% экспорта. В текущем году ожидается их дальнейшее подорожание или как минимум сохранение высоких цен.

Однако увеличение импорта, связанного с реализацией инвестпроектов, может вызвать рост рисков для платежного баланса. S&P ожидает отрицательного внешнеторгового сальдо около 6,2% ВВП к 2028 году и 5,7% — в среднем за четыре года.

Финансирование дефицита будет в первую очередь проводиться за счет новых заимствований, что означает дальнейший рост внешнего долга. С другой стороны, эксперты прогнозируют постепенное увеличение внешних прямых инвестиций за счет приватизации госактивов.

Вероятное снижение цен на золото означает сокращение ликвидных ресурсов Центрального банка, указали в S&P. Сейчас, золотой запас составляет 77% резервных активов. Однако даже в случае сокращения его стоимости объем резервов позволит оплачивать до 7 месяцев импорта.

Монетарная политика

Эффективность денежно-кредитной политики Узбекистана растет после либерализации валютного курса осенью 2017 года, отметили эксперты. С другой стороны, ее снижают преобладание государственных банков в финансовом секторе и сохраняющееся льготное кредитование.

Инфляция в нынешнем году, по оценкам S&P, ускорится до 10,1% из-за повышения энергетических тарифов. Однако к 2028 году ожидается ее постепенное замедление до 8,6% (до этого агентство прогнозировало 6,5% к 2027 году).

Перспективы экономического роста и увеличение доходов населения в сочетании с низким охватом финансовых услуг будут стимулировать рост кредитования. ЦБ уже принимает меры для предотвращения излишней кредитной нагрузки — в частности, ограничивает доли автокредитов и долгов по кредитным картам в портфеле банков.

В то же время, объем местного рынка капитала и доступ к долгосрочному финансированию ограничены. Регулирование банковского сектора остается преимущественно реактивным и не всегда прозрачным, но его эффективность улучшается.

Государство вслед за «Ипотека-банком» планирует приватизировать «Узпромстройбанк» и «Асакабанк». Однако они должны пройти трансформацию, чтобы увеличить привлекательность для инвесторов с точки зрения доходности и эффективности.

Ранее Spot писал, что ВБ предоставит $100 млн на модернизацию распределительных электросетей в Узбекистане.