Государственный долг Узбекистана в ближайшие годы будет расти немного медленнее, чем ранее. При этом дефицит текущего счета останется высоким. Такой прогноз делает агентство S&P Global Ratings.
Заимствования
В 2020—2023 годах прирост госдолга в среднем составлял 6,3% ВВП ежегодно. Основными факторами стали наращивание инвестиций в энергетику, добывающий сектор и инфраструктурные проекты при высоким уровне расходов на социальные нужды.
Начиная с нынешнего года, ожидается поэтапная консолидация бюджета за счет сокращения субсидий, отмены некоторых налоговых льгот и перехода к целевым социальным расходам. Рост цен на золото и меры по сокращению теневой экономики должны увеличить поступления в бюджет этого года и обеспечить сокращение дефицита до 4% ВВП.
Общий государственный долг по предварительной оценке к 2027 году достигнет 43% ВВП. Закон «О государственном долге» устанавливает потолок на отметке в 60%.
Активно развиваются внутренние заимствования — их объем вырос с 11% на конец 2022 года до 17% в конце июня этого года. Ожидается, что это позволит снизить подверженность колебаниям валютных потоков и простимулирует развитие внутренних рынков капитала.
В целом, кредитный профиль Узбекистана оценивается как позитивный. Основная часть заимствований (86%) привлечена на концессиональных условиях, хотя растет доля коммерческих кредитов. При этом объем ликвидных активов за семь лет сократился с 33% до 11% ВВП.
Внешнеторговый баланс
Объем дефицита текущего счета по итогам нынешнего года составит 6,2% ВВП против 7,7% в 2023 году. Наряду с ростом денежных переводов S&P отмечает эффект высокой базы из-за крупных импортных закупок (в частности, самолетов).
Как отмечают аналитики, власти принимают меры по замедлению импорта — в частности, отменяют льготы на импортную готовую продукцию. Однако на торговом балансе будут сказываться поставки оборудования для новых инвестпроектов, а также природного газа. Финансирование дефицита будет организовано в первую очередь за счет госдолга.
При этом большая часть экспорта приходится на сырьевую продукцию: так, 43% экспортной выручки за первое полугодие принесло золото. Сейчас конъюнктура цен на драгоценный металл остается позитивной, однако к 2027 году они могут снизиться на четверть — до $1800 за тройскую унцию.
Снижение цен на золото скажется на объеме ликвидных резервов Центробанка, в которых сейчас до 90% приходится на драгметалл. Вместе с тем, по расчетам S&P, к 2027 году их должно хватать приблизительно на пять месяцев расчетов.
Монетарная политика
Эксперты выделили растущую эффективность денежно-кредитной политики Узбекистана после либерализации валютного курса в 2017 году. При этом банковское регулирование все еще носит преимущественно реактивный и не всегда прозрачный характер.
По итогам года S&P ожидает инфляцию на уровне 9,8% (против 10,4% в 2023 году), в том числе из-за повышения энергетических тарифов. К 2027 году она должна замедлиться до 6,5%, при этом ЦБ ожидает ее снижение до обозначенной цели в 5%.
Устойчивость банковского сектора на фоне роста экономики и доходов населения, а также сравнительно низкого распространения потребительских кредитов останется высокой. ЦБ постепенно вводит более жесткие требования к кредитованию, включая ограничения на долю автокредитов и предельную долговую нагрузку.
Две трети активов в секторе приходится на госбанки — это, по версии аналитиков, снижает эффективность монетарной трансмиссии. При этом государство уже приватизировало «Ипотека-банк», а сейчас готовится продать «Асакабанк» и «Узпромстройбанк» (хотя эксперты ожидают задержки в этом процессе).
Наряду с финансированием от государства и международных организаций банки активно привлекают средства на депозиты, однако доступ к долгосрочному финансированию затруднен. Кроме того, сохраняется высокая долларизация кредитов (42%) и вкладов (27%).
Ранее Spot писал, что в октябре разница между покупкой и продажей валюты населению превысила $600 млн.