На этой неделе ключевые темы обсуждались в сферах экономики, транспорта, таможни и метрополитена. В еженедельной подборке Spot собрал самые важные статьи и новости, которые вы могли пропустить.

Экономика

Россия с 30 июня ужесточает правила въезда для иностранцев, включая граждан Узбекистана. Для прохождения предварительной онлайн-регистрации потребуется зарегистрироваться на «Госуслугах», указать сроки пребывания и получить QR-код.

Авиакомпании предупредили об ответственности за создание искусственного дефицита билетов. В апреле Комитет по конкуренции внес предложения по улучшению конкуренции на рынке авиаперевозок и оптимизации цен на билеты.

Центробанк в апреле наложил штрафы на 6 банков и 2 микрофинансовые организации. Регулятор также вынес предупреждения одной платежной системе и трем платежным сервисам за несоблюдение требований к минимальному размеру уставного капитала.

Доходность жилья в Ташкенте за год упала более чем в 4 раза, сообщает ИМРИ. Сейчас она составляет 6,2% — это чуть выше средней ставки по вкладам в иностранной валюте на апрель (5,1%).

Президент подписал закон, согласно которому в Узбекистане будут назначать пенсии по возрасту в проактивной форме. Это будет происходить автоматически в день достижения гражданами пенсионного возраста.

Евросоюз утвердил 17-й пакет санкций против России. Ограничения коснулись нефтяной компании «Сургутнефтегаз», страховщика ВКС, золотодобытчика «Атлас майнинг», гендиректора «КАМАЗа». Также в санкционный список попала компания Trade Engine Systems из Узбекистана, против которой ввели более жесткие экспортные ограничения в отношении товаров и технологий двойного назначения.

Венгерская Inpark будет управлять специальной промышленной зоной в Ташкентской области. OTP Bank намеревается учредить в Узбекистане совместную компанию в сфере автокредитов.

Венгерская MVM EGI поставит системы охлаждения для строящейся малой АЭС в Узбекистане. Компания подписала с «Узатомом» соглашение в рамках визита Шавката Мирзиёева в Венгрию.

главное за неделю

В Узбекистане с 2026 года начнется производство сухих градирен для охлаждения малой АЭС, которую планируется построить в республике. По словам директора агентства «Узатом» Азима Ахмедхаджаева, венгерский бизнес предложил локализовать их производство в республике, что поможет минимизировать использование воды.

UET Invest приватизирует ферганский завод автомобильных стекол «Автоойна» за $15,5 млн. Компания связана с UET Construction, которая в прошлом сентябре купила за 39,9 млрд сумов завод металлических сплавов в Чирчике.

«Капиталбанк» приобрел спорткомплекс «Ёшлик» в Ташкенте за $23 млн. Покупатель должен выплатить средства в течение одного месяца и сохранять текущий вид деятельности не менее 10 лет.

Агентство S&P Global Ratings подтвердило суверенный кредитный рейтинг Узбекистана на уровне «BB-» в иностранной валюте. Прогноз кредитного рейтинга впервые был улучшен со «стабильного» на «позитивный». В качестве обоснования решения приводятся более высокие цены на золото, которые должны поддержать экспорт и бюджетные поступления, а также помочь сохранить высокие валютные резервы.

У платежной системы Humo вновь сменился руководитель. Полномочия Алексея Максимова, с которым в марте заключили трехлетний трудовой договор, были досрочно прекращены. Врио главы компании назначен первый зампред Максаджон Мухитдинов.

Кроме того, бывший глава Humo Шухратбек Курбанов, руководившей ею больше 6 лет, покинул наблюдательный совет компании. Вместо него в совет избрали генерального директора Paynet Анвара Исамухамедова.

Метро

Ветку метро от станции «Пушкина» до ТТЗ планируется строить в два этапа. На первом этапе будет построена надземная линия до массива Феруза вдоль железнодорожных путей. Затем ее предполагается продлить до автостанции ТТЗ.

По расчетам, проектируемая ветка сможет ежедневно перевозить 85 тыс. пассажиров. До этого сообщалось, что она будет состоять из 10 станций, а интервалы между поездами составят 6 минут.

Министр транспорта Илхом Махкамов в интервью телеканалу O’zbekiston 24 рассказал, что правительство представило президенту доработанный проект новой ветки метрополитена от станции «Пушкин» («Салар») до ТТЗ, рассказав об источниках финансирования и сроках строительства подземки.

«Поручено начать строительные работы по проекту уже 15 июня. К строительству поручено привлечь подрядные организации с международным опытом. Мы поставили цель завершить данный проект до конца 2026 года», — заявил глава Минтранса.

По его словам, выбор ТТЗ в качестве конечной станции объясняется тем, что из Чирчика, Кибрая и Газалкента ежедневно приезжает на работу свыше 140 тыс. человек. В результате это приводит к заторам возле станции метро «Буюк ипак йули», признал министр.

главное за неделю

Шавкат Мирзиёев поручил построить новую ветку метро от станции «Дустлик» в «Новый Ташкент». Об этом сообщил министр транспорта Илхом Махкамов по итогам совещания на тему планов развития столичной подземки, 19 мая.

«Когда встал вопрос о транспортной инфраструктуре, связывающей старый и новый город, президент предложил построить новую линию метро от станции „Дустлик“ к „Новому Ташкенту“. Сегодня нам поручили начать работу по данному проекту», — заявил Махкамов.

Транспорт

Тендер на строительство платной дороги Ташкент — Андижан снова продлили на месяц — до 21 июня. Это уже второе изменение срока подачи документов (RFQ). Также до 6 июня можно подать запрос на разъяснение.

Uzbekistan Airports и аэропорт Чанги обсудили планы запуска рейсов Ташкент — Сингапур. Стороны договорились прояснить регуляторные процедуры для организации авиасообщения.

Замминистра транспорта Жасурбек Чориев заявил о заинтересованности венгерских компаний в развитии логистических хабов на территории Узбекистана. В качестве причин чиновник привел Средний коридор, стратегическое расположение республики и строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

По его словам, с венгерским бизнесом ведутся переговоры о размещении производственных площадей, кооперации в сфере вагоностроения, поставках запчастей в Венгрию и совместных производствах некоторых основных узлов для производства вагонов.

«Мы также развиваем в этом ракурсе возможности создания СП и совместного производства деталей на территории Узбекистана, которые можно экспортировать в другие страны», — заявил Жасурбек Чориев.

Кроме того, замглавы Минтранса рассказал об интересе нескольких авиакомпаний, в том числе венгерского лоукостера Wizz Air и грузовой Hungary Airlines, к запуску прямых авиарейсов. Недавно Венгрия предоставила Узбекистану пятую степень свободы воздуха.

UzAuto Motors опровергло сообщения о продаже Cobalt Midnight по завышенной цене. До этого издание «Автострада» сообщило о новой схеме, когда дилеры компании выкупают машины у завода по официальной цене (155,2 млн сумов) и перепродают их по завышенной (167 млн сумов).

В компании заявили, что дилерские центры не могут самостоятельно устанавливать цены на автомобили и что машины продаются по ценам, установленным производителем. UzAuto Motors постоянно ведет мониторинг дилеров и рассматривает завышение цен как нарушение дилерского соглашения.

главное за неделю

В январе-апреле производство легковых автомобилей в Узбекистане увеличилось на 6,8%, превысив 122 тыс. единиц. Каждый третий произведенный автомобиль пришелся на Chevrolet Cobalt, выпуск которого возрос на 7,3% — до 44,74 тыс. машин.

На втором месте расположился Damas — 29,9 тыс. легковушек (+28,9%). Выпуск Onix составил 15,23 тыс. автомобилей (+31,6%), Kia — 8680 единиц (+41%), Haval — 2634 штук (рост в 11,5 раза). Отрицательная динамика наблюдается у Chery (-20,6%) и Tracker (-18%) — 2773 и 14,09 тыс. машин соответственно.

Таможня

Агентство стратегических реформ провело «встречу с представителями ряда зарубежных компаний». На ней участники отметили, что товары, ввезенные в Узбекистан неофициальным путем, зачастую выигрывают по цене в сравнении с продукцией на маркетплейсах. В качестве решения проблемы было предложено либо усилить контроль над неофициальным импортом, либо легализовать их продажу на электронных платформах.

Узбекистан расширит действие безвизового режима для граждан Омана, Кувейта и Бахрейна до 30 дней. Кроме того, создатели модульных гостиниц смогут получить субсидию из бюджета — до 10 млн сумов за место в зависимости от категории.

Для туристов из США планируется ввести безвизовый режим на 30 дней. Также президент поручил МИД договориться с Азербайджаном, Казахстаном и Россией о въезде без загранпаспорта (по внутренним паспортам и ID-картам).

Пограничный переход Даут-ота — Тажен будет закрыт еще на четыре месяца. Казахстан предложил Узбекистану перенести дату открытия пункта пропуска на 1 сентября, где с февраля идут «масштабные работы» по монтажу металлоконструкций, прокладке коммуникаций и капитальному ремонту зданий.

главное за неделюц

Президент утвердил новый классификатор кодов ТН ВЭД в соответствии с нормами Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации. Им вводятся отдельные коды для импортных легковых автомобилей возрастом до 1 года и от 1 до 3 лет, что позволит упорядочить взимание пошлин.

Также постановлением главы государства утверждены новые ставки пошлин для импортной автоспецтехники (автокраны, бетономешалки и другие). Поручено обозначить критерии определения новых и бывших в употреблении автозапчастей.

Узбекистан вводит нулевую пошлину на импорт дронов и деталей к ним. Также вводятся отдельные пошлины для ввоза сенсорных экранов (от 5% до 15%) и электронных отходов (5%).

Узбекистан и Казахстан могут разрешить движение порожних грузовиков и перевозку негабаритных грузов через 4 новых пограничных пункта. Ожидается, что это позволит снизить нагрузки и сократить очереди на таможенных постах Яллама, Нажимов и Сырдарья.

Статьи недели

Spot сделал обзор автокредитов в банках Узбекистана по состоянию на май 2025 года. Кредит предоставляют 23 из 35 действующих банков на срок от одного до пяти лет. Ставки варьируются от 22,5% до 33%.

Члены совета директоров Кanstik рассказали Spot о том, как компания превратилась в холдинг, с чего началось развитие дистрибуции и франчайзинга, а также зачем они запустили собственное онлайн-радио и выпустили парфюмерную линейку для школьников.

главное за неделю

АИМК предложило законопроект, который вводит регулирование деятельности блогеров: от уплаты налогов до ответственности за размещаемый контент. Spot поговорил с PR-специалистами и руководителями рекламных агентств и узнал, что они думают об инициативе, насколько реально ее реализовать на практике и к чему это может привести.

Финтех-эксперт, совладелец и член наблюдательного совета PayWay Бехзод Ботиров рассказал Spot, как отрасль контролируется за рубежом и какие лучшие практики стоит принять к сведению Центральному банку страны.

Выбор редакции

Межрегиональная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам хочет взыскать свыше $2 млн с почтового оператора UzPost.

В ведомстве считают, что UzPost не доплатила налоги за услуги, оказанные иностранным компаниям с 2021 и 2023 год. Суд отклонил требование налоговой, а Минэкономфин предписал применить нулевую ставку НДС, так как пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Узбекистана. Однако ведомство продолжает настаивать на доначислении.

главное за неделю

Спустя несколько дней Межрегиональная налоговая инспекция, находящаяся в ведении первого заместителя председателя Налогового комитета Мубина Мирзаева, ответила на материал Spot про решение налоговой взыскать свыше $2 млн с почтового оператора Uzpost.

Ведомство считает, что почтовый оператор с 2021 по 2023 год оказывал услуги по перевозке на территории Узбекистана, требуя уплатить за них НДС. В качестве обоснования приводятся договора с иностранными компаниями, где местом оказания услуг был указан Ташкент. Однако Uzpost не согласен с требованием налоговой и подал новое исковое заявление в суд.

Цифра недели

главное за неделю

В Узбекистане «красивый» автомобильный номер продали за 722,3 млн сумов (свыше $56 тыс. по курсу Центрального банка). За 2024 год продажи номерных знаков удвоились, достигнув 800 млрд сумов. Самый дорогой автономер ушел с торгов в декабре за 965,3 млн сумов.