«Узбектелеком» требует от компании Humans выплатить более 520 млрд сумов. Об этом Spot рассказал источник, знакомый с ситуацией.

На днях «Узбектелеком» сообщил о подаче иска в суд с целью взыскания с Humans задолженности и минимизации будущих убытков. 8 мая экономический суд Ташкента принял решение о взыскании с Humans задолженности за оказанные услуги, добавили в госкомпании.

Как стало известно Spot, основная сумма задолженности виртуального оператора Humans, использующего с 2020 года мобильную сеть «Узбектелекома», превышает 497 млрд сумов.

Кроме того, госкомпания потребовала взыскать с Humans пеню в размере 223 млрд сумов. Однако экономический суд Ташкента снизил ее почти в 10 раз — до 23,5 млрд сумов. Таким образом, общая сумма задолженности Humans перед «Узбектелекомом» составляет более 520 млрд сумов.

Как сообщил Spot информированный источник, пожелавший остаться анонимным, компания Humans подала апелляцию на решение суда от 8 мая, однако она пока не принята к рассмотрению апелляционной инстанцией.

До этого в социальных сетях распространилось письмо «Узбектелекома» от 27 марта 2024 года, подписанное заместителем председателя правления по финансовым вопросам Акрамом Тохтыяровым, с требованием к Humans погасить задолженность в 532 млрд сумов: из них 361,7 млрд сумов — дебиторская задолженность, 170,3 млрд сумов — пеня. Однако Spot не может подтвердить достоверность письма.

Что случилось

Недавно сингапурская компания Humans Mobile Ltd., которая входит в международный холдинг Humans Group и владеет бизнесом Humans в Узбекистане, официально инициировала арбитражное разбирательство против Узбекистана в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) при Всемирном банке. Соответствующий иск от 30 мая (ICSID Case No. ARB/25/24) зарегистрирован в базе и «находится на рассмотрении». Ответчиком выступает Управление правовой защиты интересов Узбекистана Министерства юстиции.

В качестве основания для подачи иска приводится нарушение положений двустороннего Соглашения между правительствами Узбекистана и Сингапура о поощрении и защите инвестиций от 15 июля 2003 года, которое вступило в силу с 23 ноября 2003 года.

Причиной арбитражного разбирательства послужили действия государственных органов и компаний, включая Центральный банк Узбекистана и «Узбектелеком». В этой связи Humans Mobile требует компенсировать причиненный ей ущерб действиями ряда госорганов.

25 сентября 2024 года Центробанк ограничил на полгода работу платежной организации Maroqand — бренд UPay, принадлежащий Humans, — что привело к остановке ее услуг по приему и проведению платежей с использованием банковского счета. Председатель ЦБ Мамаризо Нурмуратов тогда пояснил, что лицензию Maroqand временно приостановили из-за незаконного перевода денег граждан букмекерским конторам.

26 марта Комитет по банковскому надзору ЦБ отменил ранее принятое решение об ограничении некоторых операций платежной организации Maroqand. Сообщение регулятора было отредактировано 17 апреля.

В мае Humans попросила Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей открыть антимонопольное дело в отношении «Узбектелекома». Компания считает, что государственный оператор установил «монопольно высокую цену» на услуги и создал дискриминационные условия, снизив скорость интернета для Humans из-за наличия задолженности.

«Мы всегда верили и продолжаем верить в Узбекистан и его граждан. Мы искренне восхищаемся усилиями, которые предпринимаются президентом по модернизации экономики, цифровизации и расширению предпринимательских свобод. Мы понимаем, что на пути трансформации встречаются ее противники, которые нивелируют усилия по созданию свободного рынка, повышению открытости и ускорению роста. Мы за трансформацию Узбекистана — с верховенством права и без произвола чиновников», — прокомментировал СЕО и основатель Humans Group Владимир Добрынин, заявление которого приводит ряд зарубежных СМИ.

По его словам, арбитражное разбирательство является «цивилизованным инструментом для защиты инвесторами своих интересов от недобросовестного администрирования». Humans требует компенсации ущерба, сумма которого, впрочем, не приводится, рассчитывая, что разбирательство послужит «укреплению принципов справедливого предсказуемого регулирования и поддержке предпринимательства».

Позиция «Узбектелекома»

""Узбектелеком" ответил на претензии виртуального оператора Humans в свой адрес. В госкомпании отметили, что Humans, «в отличие от других операторов», не инвестировал в создание собственной сети. С 2020 года виртуальный оператор сотовой связи (MVNO) предоставляет услуги мобильной связи на основе договора, используя сеть мобильной связи «Узбектелекома».

Государственный оператор связи прокомментировал «необъективную информацию в ряде СМИ» о якобы оказании давления на Humans с использованием свое доминирующее (монопольное) положение на рынке.

«На самом деле Humans вправе оказывать свои услуги на договорной основе и с другими операторами, такими как Ucell, Beeline, Mobi.uz, помимо АК „Узбектелеком“, обладающего собственной инфраструктурой». Законодательство не требует использования исключительно инфраструктуры «Узбектелеком»", — говорится в заявлении.

В ответ на претензии Humans о «монопольно высокой цене» «Узбектелеком» отметил свою системную работу по снижению стоимости интернет-услуг и повышению их доступности для населения. В результате расширения пропускной способности международных интернет-каналов стоимость 1 Мбит/с интернета для операторов и провайдеров была снижена в 40 раз в период с 2017 по 2024 год.

В «Узбектелекоме» также подчеркнули, что «Humans на протяжении длительного времени систематически нарушал договорные обязательства, не оплачивая значительные суммы задолженности за оказанные услуги».

«Узбектелеком» продолжала предоставлять услуги, чтобы не были нарушены права потребителей — независимо от того, являются ли они клиентами Humans или других операторов, — и чтобы они получали услуги в соответствии с оплаченной суммой", — рассказали в госкомпании.

«В целях взыскания задолженности и минимизации будущих убытков» «Узбектелеком» подал иск к Humans в Экономический суд Ташкента. 8 мая этого года суд вынес решение о взыскании задолженности за оказанные услуги.

Госкомпания предупредила, что «в случае дальнейшего распространения недостоверной информации, вводящей в заблуждение общественность, регулирующие органы и бизнес-партнеров» оставляет за собой право обратиться в суд для защиты своей деловой репутации. «Узбектелеком» подтвердил приверженность принципам прозрачности, добросовестной конкуренции и соблюдения действующего законодательства.

«Компания открыта для конструктивного диалога с любым участником рынка, включая компанию Humans, при условии добросовестного исполнения ими своих обязательств», — подытожили в «Узбектелекоме».

Ранее Spot писал, что ЦБ Узбекистана подтвердил начало арбитража по иску Humans из-за ограничения платежной организации Maroqand.