В январе-марте 2025 года внешний долг Узбекистана вырос на более чем $4 млрд. Это следует из обзора Центрального банка, посвященного платежному балансу, международной инвестиционной позиции и внешнему долгу.
В ЦБ указали, что на фоне роста экономических рисков и неопределенности, обусловленных обострением глобальной торговой политики и усилением процессов фрагментации, на традиционную экспортную продукцию Узбекистана сохранились высокие мировые цены. Кроме того, в первом квартале наблюдались положительные тенденции в сферах внешней трудовой миграции и туризма.
По итогам отчетного квартала счет текущих операций сложился с отрицательным сальдо в размере $160,7 млн (в первом квартале 2024 года — $2,1 млрд). Дефицит торгового баланса сократился на 34% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до $2,6 млрд. Регулятор объяснил снижение значительным ростом экспорта при сохранении объемов импорта практически без изменений.
В частности, совокупный объем экспорта увеличился на 22% и достиг приблизительно $8 млрд, тогда как общий объем импорта составил около $10,5 млрд долларов. Также рост объема международных денежных переводов в страну способствовал формированию баланса первичных и вторичных доходов с положительным сальдо ($148,9 млн и $2,2 млрд соответственно).
Дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет привлечения прямых, портфельных и прочих инвестиций.
В первом квартале чистый приток прямых иностранных инвестиций в страну вырос почти в два раза и составил $752,3 млн.
Чистое привлечение портфельных инвестиций, преимущественно обусловленное международными облигациями, составило $1,5 млрд. В результате отрицательное сальдо финансового счета составило $791,1 млн.
Кроме того, международные резервные активы в иностранной валюте увеличились на $1,8 млрд. Так, вследствие значительного роста мировых цен на золото, остаток международных резервов по состоянию на 1 апреля увеличился почти на $6,7 млрд и составил $47,9 млрд по сравнению с началом 2025 года.
В Центробанке отметили, что под воздействием операций платежного баланса и неоперационных изменений чистая международная инвестиционная позиция Узбекистана укрепилась на 24% по сравнению с началом года и достигла $17,2 млрд к апрелю. При этом объем активов резидентов в иностранной валюте увеличился на $7,9 млрд (8%), а объем внешних обязательств вырос на $4,6 млрд (5%) по сравнению с началом года.
По состоянию на конец первого квартала совокупный объем внешнего долга составил $68,4 млрд (рост на $4,3 млрд за квартал), из которых государственный внешний долг составил $35,8 млрд (+$1,9 млрд), корпоративный внешний долг — $32,6 млрд (+$2,4 млрд).
Госдолг
По итогам января-марта государственный долг Узбекистана составил $42,43 млрд. В первом квартале объем суверенных обязательств вырос на $2,22 млрд (+5,52%), на годовом отрезке — на $7,08 млрд (+20%). Однако соотношение госдолга к ВВП уменьшилось с 35% до 33,5%.
В июне вице-премьер, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров высказался по поводу опасений, связанных с ростом госдолга Узбекистана. Он назвал его нынешний размер «умеренным уровнем» согласно международным нормам.
«Расходы, связанные с ростом ВВП, увеличением доходов [населения], процветанием наших городов, кишлаков и махаллей, частично покрываются за счет внешних заимствований. Ничего постыдного в этом нет», — заверил Кучкаров.
По словам чиновника, правительство за счет внешних заимствований финансирует инфраструктурные проекты, обеспечивая экономический рост. Кроме того, часть долга направлена на покрытие бюджетного дефицита.
Ранее Spot писал, что Fitch повысил кредитный рейтинг Узбекистана до уровня «BB».