Афганистан предоставил гарантии безопасности для реализации проекта Трансафганского коридора. Об этом в интервью телеканалу O’zbekiston 24 рассказал заместитель министра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев.

Замглавы Минтранса отметил, что Афганистан всегда был открыт к транспортным возможностям, бизнес работал, а перевозки осуществлялись. Однако встает вопрос безопасности и страхования грузов.

«На сегодняшний день в рамках соглашения Афганистан также дает гарантии по проекту. Во время проведения исследовательских работ и строительства правительство Афганистана дает полную гарантию безопасности сохранения инфраструктуры», — заявил Чориев.

По его словам, Афганистан нуждается в развитии транспортных коридоров, так как без соединения с большими рынками тяжело развивать экономику.

В рамках реализации проекта Трансафганского коридора на территории Пакистана предусмотрены сложные участки, включая горные районы. Для их преодоления потребуется применение современных технологий, сжатые сроки строительства, а также возведение пяти тоннелей и 312 мостов.

«Сам проект, можно сказать, дорогой. Однако с учетом тех объемов, которые мы на сегодняшний день прогнозируем, это дает возможность на дальнейшее развитие через 10 лет. Без доступа к дешевой перевозке нам будет трудно сохранять ту тенденцию развития экономики, которую мы сегодня имеем», — заявил он.

На вопрос о том, может ли Трансафганский коридор стать альтернативой северному (через Россию) и южному направлению (через Иран), Жасурбек Чориев ответил, что новая железная дорога является параллельной, альтернативной и кратчайшей для выхода к морю — через порты Карачи.

Замминистра признал наличие сложностей при перевозках через Туркменистан и Иран. «Геополитическое влияние» на соседние страны заставляет Узбекистан задуматься об альтернативных коридорах.

Трансафганская железная дорога

Инициатива Трансафганской магистрали была выдвинута в 2018 году. Тогда проект с потенциалом перевозок в 20 млн тонн в год оценивали в $5 млрд.

«Узбекистон темир йуллари» поделилось расчетами «Боштранслойиха» по проекту в июле 2022 года. Институт привел ориентировочную стоимость железной дороги на уровне $4,6 млрд, а на строительство может уйти до 5 лет.

В декабре предыдущего года Пакистан оценил затраты на строительство магистрали в $8,2 млрд. Оценка министерства железных дорог превысила расчеты узбекистанской стороны почти на 80%.

Осенью 2023 года стоимость проекта Трансафганской железной дороги была скорректирована до $7 млрд. Один из возможных вариантов реализации проекта — государственно-частное партнерство в формате Build-Operate-Transfer (строительство-эксплуатация-передача).

17 июля Узбекистан, Афганистан и Пакистан заключили рамочное межправительственное соглашение о разработке технико-экономического обоснования для проекта железной дороги от Термеза до Харлачи. Будущая железная дорога пройдет по маршруту Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи.

Заказчиком работ, связанных с подготовкой ТЭО, выступит трехсторонний проектный офис стратегии развития международных транспортных коридоров при «Узбекистон темир йуллари». Подписание документа поспособствует ускорению реализации проекта Трансафганской железнодорожной магистрали и созданию единого транспортного хаба.

Ранее Spot писал, что проект строительства Трансафганской железной дороги займет 5 лет.