Совет Евросоюза в конце предыдущей недели утвердил восемнадцатый по счету пакет санкций против России, связанный с конфликтом в Украине. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас назвала основными целями новых ограничений ущерб российским отраслям энергетики и финансов, а также оборонной промышленности. Среди главных нововведений отмечается ужесточение потолка цен на нефть.
Предельная стоимость российской нефти, поставляемой по морю, для получения страховки составит $47,6 за баррель вместо нынешних $60. Уровень потолка будет поддерживаться ниже средней рыночной цены на 15% и пересматриваться каждые полгода.
Запрещается импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти в третьих странах, за исключением США, Канады, Великобритании, Норвегии и Швейцарии. Кроме того, список подсанкционных танкеров, предположительно используемых для теневых поставок углеводородов из РФ, расширился на 105 судов.
Наряду с этим ЕС наложил санкции на индийскую компанию Nayara Energy Limited, в которой у «Роснефти» есть доля в 49,13%. Этой компании принадлежит один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Индии — «Вадинар», мощностью 20 млн тонн в год.
Также в новый санкционный пакет вошел запрет на операции с Российским фондом прямых инвестиций и 22 российскими банками — «Т-Банк» (бывший «Тинькофф»), «Ozon Банк», «Яндекс Банк», «Центрокредит», «ДОМ.РФ» и другими.
В пресс-службе Ozon Uzbekistan сообщили Spot, что компания продолжает работать в стандартном режиме. Ограничения против «Ozon Банка» не окажут влияние на бизнес-партнеров, клиентов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов Ozon вне России, для расчетов с которыми используются сторонние организации.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков заявил, что влияние ценового потолка на экспорт нефти вряд ли будет существенным. Он скептически оценил возможность отделения нефтепродуктов «с российским следом» от другой продукции.
В то же время юрист практики специальных проектов Vegas Lex Анна Абалакова назвала новые санкции против банков комплексной «финансовой блокадой». По ее словам, они направлены на блокировку возможности привлечения инвестиций и управления активами.
Из-за риска вторичных санкций увеличивается вероятность разрыва корреспондентских отношений с банками третьих стран, указала Абалакова. Кроме того, они могут вызвать ужесточение комплаенса в отношении других российских кредитных учреждений.
Ранее Spot писал, что ЦБ снизил среднесрочный риск введения санкций против компаний из Узбекистана.