Ферганский нефтеперерабатывающий завод запустил производство авиационного топлива Jet A1. Об этом сообщила пресс-служба частной компании Saneg, которая в 2022 году приватизировала завод за $100 млн.

Ферганский НПЗ начал серийное производство авиационного топлива Jet A1 с вовлечением синтетического керосинового компонента, производимого на предприятии Uzbekistan GTL. Оператором проекта выступает Saneg JetWhites, специализирующаяся на реализации авиатоплива как отечественного, так и импортного производства.

В Saneg отметили, что реализация проекта позволит увеличить долю внутреннего покрытия спроса на авиакеросин в Узбекистане с текущих 40−50% до 70−80%.

В рамках проекта с Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина был заключен договор на проведение технологических согласований и испытаний образцов полусинтетического авиакеросина. Исследования проводились по комплексу методов квалификационной оценки, принятых в международной практике.

По итогам испытаний, как сообщается, были получены положительные заключения и рекомендации к запуску промышленного производства. В свою очередь, это позволило получить официальное одобрение «Узавиации» на использование полусинтетического керосина Jet A-1, производимого на Ферганском НПЗ, для заправки гражданских самолетов.

«Освоение производства полусинтетического авиакеросина Jet A1 — это значимый шаг в сторону повышения топливной безопасности страны. Мы намерены закрыть большую часть внутреннего спроса на авиационный керосин и выйти на качественно новый уровень в плане технологичности продукта», — заявил директор Saneg JetWhites Азизбек Гаюпов.

На первом этапе объемы производства составят до 10 тыс. тонн в месяц с перспективой роста до 20−25 тыс. тонн на втором этапе. Однако Saneg не уточняет стоимость авиатоплива.

Полусинтетический авиакеросин Jet A1 — это смесь синтетического компонента (40%), произведенного на заводе Uzbekistan GTL, и традиционного топлива Jet A1 (60%), выпускаемого на ФНПЗ. Проект позволит нарастить объемы производства дефицитного в Узбекистане авиакеросина более чем на 60%, подчеркнули в Saneg.

Сейчас Ферганский НПЗ производит несколько видов авиатоплива: бензин авиационный Б-92, топлива для реактивных двигателей ТС-1, топливо авиационное для газотурбинных двигателей.

В сентябре 2022 года Бухарский НПЗ, принадлежащий «Узбекнефтегазу», впервые в Узбекистане произвел полусинтетическое авиационное топливо для газотурбинных двигателей JetA-1-SSF.

Основной причиной высокой стоимости авиабилетов в Узбекистане является дефицит и дороговизна авиакеросина, заявил представитель Комитета по развитию конкуренции Улугбек Давлатов. Топливо, по его словам, формирует более половины цены билета.

Комментируя ситуацию с конкуренцией на рынке авиатоплива, представитель ведомства отметил, что поставками занимаются пять компаний. Основными поставщиками керосина в аэропорт Ташкента являются Uzbekistan Airports и Uzbekistan Airways, при этом доля Saneg не превышает 10%. «Конкуренция на рынке не ограничена», — резюмировал чиновник.

Ранее Spot писал, что Россия ввела полный запрет на экспорт бензина до конца лета.