Как ранее писал Spot, в аэропорту «Ташкент-Восточный» построены VIP и CIP-терминалы и перрон на 20 самолетов. Шавкат Мирзиёев заявил, что новая воздушная гавань позволит разгрузить столичный аэропорт и обслуживать Новый Ташкент.
Председатель правления Uzbekistan Airways Шухрат Худайкулов в интервью телеканалу Oʻzbekiston 24 рассказал, что в 2017 году президент поручил «Узбекистон темир йуллари» заняться строительством аэропорта «Ташкент-Восточный». Однако полтора года назад из-за пандемии COVID-19 и других причин задачу передали авиакомпании Uzbekistan Airways.
«Мы взяли на себя эту задачу и, как известно, уже открыли аэропорт», — поделился он.
Среди причин для строительства новой воздушной гавани приводятся среднегодовой рост пассажиропотока на 20% с 2017 года, отмена виз для граждан ряда государств, развитие бизнеса внутри страны и деловых связей с зарубежными инвесторами, а также проект «Нового Ташкента». В новый аэропорт планируется перевести всю бизнес-авиацию.
Шухрат Худайкулов сообщил, что президент поручил обратить особое внимание на безопасность, обеспечить максимально комфортные условия для пассажиров внутри и снаружи терминалов, увеличить число услуг для самолетов и улучшить качество аэропортовой техники.
Также Мирзиёев поставил задачу увеличить число ангаров для самолетов.
Новый аэропорт позволит удвоить пассажиропоток деловой авиации по сравнению с текущим уровнем, отметил он.
CIP-терминал аэропорта «Ташкент-Восточный». Фото: скриншоты с O’zbekiston 24
Врио первый замглавы Uzbekistan Airways Умид Хусанов заявил, что на сегодняшний день аэропорт «Ташкент-Восточный» сдан в эксплуатацию. «Это означает, что все строительные работы завершены, система создана, а также все системы для взлета и посадки самолетов готовы», — добавил он.
По его словам, на территории аэропорта построены взлетно-посадочная полоса длиной 4 км, способная принимать различные типы самолетов, три рулежные дорожки и перрон на 23 самолета. Также расположены семь ангаров для оказания технического обслуживания прилетающих самолетов.
Умид Хусанов отметил, что за последние пять лет активно развивается бизнес-авиация. Например, в международном аэропорту Ташкента базируются минимум 10 бизнес-джетов, в то время как раньше ежедневно прибывало 1−2 самолета.
Согласно Oʻzbekiston 24, в CIP-терминале с пропускной способностью 100 пассажиров в час расположены точки общепита, магазины Duty Free и брифинг-залы. При входе в терминал пассажиры проходят паспортный контроль, затем — кафе, зона выдачи багажа и таможня. Весь процесс занимает не более пяти минут.
«Раньше такой возможности не было. В аэропорту Ташкента на это ушло бы минимум 20 минут… До центра города из нового аэропорта можно будет добраться за 15 минут: из них 5 минут в аэропорту, еще 10 минут в дороге», — сказал первый замглавы Uzbekistan Airways.
Заместитель главы Uzbekistan Airways Шахзод Икромов отметил, что аэропорт «Ташкент-Восточный» является уникальным для стран СНГ, позволяя принимать рейсы даже в условиях нулевой видимости во время тумана. В новую воздушную гавань можно попасть как с севера, так и с юга.
Аэропорт «Ташкент-Восточный». Фото: скриншоты с O’zbekiston 24 и пресс-служба президента
Аэропорт «Ташкент-Восточный»
В середине июня Шавкат Мирзиёев ознакомился с ходом строительства аэропорта «Ташкент-Восточный». На тот момент продолжалось строительство двух терминалов — для приема официальных делегаций и обслуживания бизнес-авиации, а также перрона и ангарных сооружений.
Председатель правления Uzbekistan Airways Шухрат Худайкулов тогда рассказал, что аэропорт «Ташкент-Восточный» создается для развития бизнес-авиации и повышения инвестиционного климата. Воздушная гавань будет обслуживать бизнес-джеты и высокопоставленных гостей.
«Этот аэропорт был на самом деле очень востребован, потому что в аэропорту „Южный“ (международный аэропорт Ташкента — прим. Spot) наблюдается очень большая загруженность. Только Uzbekistan Airways в среднем показывает ежегодный рост пассажиропотока на 20−25%. Кроме того, открылись другие авиакомпании, а также в разы увеличилось число иностранных перевозчиков. На те объемы, которые сейчас имеются, аэропорт где-то как-то даже не справляется», — заявил Шухрат Худайкулов.
С учетом этих факторов глава государства принял решение о создании аэропорта «Ташкент-Восточный». Он станет первым в Узбекистане воздушным узлом с категорией III-А по стандартам ИКАО — это позволит принимать авиарейсы даже в условиях тумана и нулевой видимости.
Согласно представленному мастер-плану, общая площадь новой воздушной гавани составит 561 га. Пассажирский терминал будет обслуживать до 100 человек в час. На перроне аэродрома смогут одновременно припарковаться 23 двухпалубных Boeing-747.
Ранее Spot писал, что для нового аэропорта Ташкента выделят 1309 га земли в Ташкентской области.