Как ранее писал Spot, с 2026 года в Узбекистане отменят НДС на сельхозпродукцию для фермеров и дехкан. Льгота распространится на реализованные фрукты, овощи, мясо, молоко, яйца и другие сельхозпродукты, кроме хлопка и зерна.
Председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов в интервью телеканалу Oʻzbekiston 24 заявил, что доля теневой экономики в сельском хозяйстве превышает 45% — один из самых высоких показателей.
«Это говорит о том, что нашим фермам и предпринимателям, занимающимся сельским хозяйством, невыгодно работать прозрачно из-за НДС в размере 12%», — заявил он.
Глава ТПП назвал революционным сегодняшнее постановление президента, которое еще не опубликовано. Для хлопка и зерна сделано исключение, так как создана система кластеров, охватывающая всю цепочку производства. Однако отсутствие зачета НДС для других сельхозпродуктов мешало предпринимателям работать в белую.
Даврон Вахабов отметил, что отмена НДС с возвратом в течение трех дней создаст стимулы для роста экспорта сельхозпродукции. В 2024 году средняя экспортная цена узбекской продукции составляла не более $1,5 за килограмм, тогда как в странах СНГ она продавалась минимум по $4.
«Сегодня президент полностью освободил от НДС фермеров и дехкан. Это создаст возможности для экспортеров, холодильников, где хранится сельхозпродукция, распределительных центров и дехканских базаров, которые входят в эту цепочку. Я уверен, что у наших предпринимателей из этой сферы сегодня праздник», — сказал чиновник.
Президент поручил Торгово-промышленной палате, Налоговому комитету и Министерству сельского хозяйства рассказать предпринимателям о возможностях постановления по выходу из теневой экономики.
НДС и сельское хозяйство
18 июля председатель наблюдательного совета BMB Holding Бекзод Маматкулов заявил, что самой большой нагрузкой в сельском хозяйстве является НДС в размере 12%. Он предложил снизить налог на сельхозпродукцию до 1% на определенный период времени — на 2−3 года.
«Мы закупаем около 90% сельхозпродукции официально, через банковские счета. Но признаюсь: оставшиеся 10% — за наличные, потому что иначе с фермерами работать невозможно. Мы переводим деньги, фермеры выращивают и доставляют продукцию. Но когда мы ее забираем, документы нам не дают», — подчеркнул предприниматель.
Глава ТПП Даврон Вахабов отметил, что фермеры вынуждены уплачивать НДС в 12% от всего оборота, поскольку закупают товары за наличные и не могут воспользоваться зачетом НДС. Бекзод Маматкулов подчеркнул, что проблема усугубляется убыточностью выращивания некоторых видов сельхозпродукции, приведя в пример ситуацию с картофелем и помидорами.
В свою очередь, председатель Налогового комитета Шерзод Кудбиев выступил против предложения бизнеса снизить НДС на сельскохозяйственную продукцию с 12% до 1%. Он заявил, что в агросекторе сохраняется низкая налоговая нагрузка, поэтому ведомство не видит проблемы в ней.
«Мы знаем, что существует теневой оборот [сельхозпродукции], который мы хотим ликвидировать. Крупные игроки на рынке должны призывать мелких работать в белую. Если вы честно работаете, то, возможно, маржинальность уменьшится, но жизнь станет легче, и многие операционные расходы уйдут», — сказал Шерзод Кудбиев.
Чиновник отметил, что если возникают сложности с зачетом входящего НДС, проблема кроется не в налоговой нагрузке, а в существующих механизмах зачета. Он предложил экспортерам создать рабочую группу и оперативно изучить этот вопрос для выработки решения.
Ранее Spot писал, что отмена НДС на сельхозпродукцию затронет половину фермеров Узбекистана.