С мая 2024 года тарифы на электроэнергию в Узбекистане начали расти впервые за несколько лет, а уже через год последовало повторное повышение. Согласно постановлению Кабмина, такие корректировки станут регулярными: ежегодно тарифы будут увеличиваться в пределах уровня инфляции, но не более чем на 10%.
Одновременно всё чаще происходят отключения — как плановые, чтобы разгрузить трансформаторы, так и аварийные из-за роста потребления.
Чтобы стимулировать переход на альтернативные источники энергии и снизить нагрузку на сеть, в 2023 году запустили программу «Солнечный дом». По ней владельцы получают по 1000 сумов за каждый киловатт-час, направленный в общую электросеть. Выплаты приходят напрямую на карту через приложение Soliq. Только в 2024 году по этой программе перечислили 12,18 млрд сумов.
Радиоинженер Абдурахман Юлдашев установил на крыше дома 20 панелей общей мощностью 11 кВт. Часть энергии идет на бытовые нужды, а излишки продаются государству. За год станция принесла ему почти 14 млн сумов.
В интервью Spot он рассказал, как рассчитал потребности в энергии, выбрал и установил оборудование, во сколько обошлась система и как продает излишки обратно в сеть.
От идеи к делу
Впервые об установке солнечных панелей я задумался в 2023 году, когда начали говорить о повышении цен на электроэнергию. Но окончательно решился после указа президента, который включал выделение субсидий при продаже в городскую сеть электроэнергии, выработанной собственными солнечными панелями.
Государство внедряло и другие льготы, стимулирующие установку панелей. Например, владельцы солнечных станций мощностью до 100 кВт освобождаются от налога на имущество, землю и прибыль. Кроме того, на покупку панелей и других устройств ВИЭ можно получить льготный «зеленый» кредит.
До установки солнечной станции я каждые три месяца тратил около 1 млн сумов на оплату электроэнергии. Поэтому решил рассчитать, сколько энергии мне нужно, чтобы покрыть потребление без ограничений.
Сначала я посмотрел, сколько электроэнергии мы тратим в самый «дорогой» месяц — то есть когда потребление. Перевел это число в киловатт-часы (кВт/ч), разделил на количество дней в месяце и получил среднесуточное потребление. В моем случае это около 10 кВт/ч в день.
Здесь важно уточнить: 10 кВт/ч — это не за один час, а общее количество энергии, которое нужно получить за целый день. В Узбекистане в среднем бывает 5−6 так называемых «эффективных солнечных часов» в сутки — это когда солнечные панели работают с максимальной отдачей. Значит, чтобы вырабатывать 10 кВт/ч в день, солнечная система должна в среднем производить около 2 кВт каждый час. Это не так уж много — даже небольшая солнечная станция справится с такой задачей.
Тем не менее я решил заложить запас. Пиковая нагрузка в моем доме может доходить до 5 кВт — например, когда одновременно работают кондиционер, стиральная машина и плита. Чтобы система не «проседала» в пасмурную погоду или при высоком потреблении, я удвоил эту цифру. Так я пришел к выводу, что инвертор нужен мощностью 10 кВт.
Определившись с необходимой мощностью, я приступил к оформлению документов. Сначала обратился в хокимият, махаллинский комитет и управляющую компанию (УК), чтобы выяснить, какие нужны разрешения и согласования для установки солнечных панелей. Мне нужно было: согласие соседей, справку с махалли и договор с УК. И можно было приступать к установке.
Согласие соседей нужно было потому, что я живу в многоквартирном доме. Часть соседей была против: кто-то боялся, что панели на крыше будут загораживать солнце, кто-то говорил, что они якобы излучают радиацию или могут проломить крышу из-за веса. Некоторые даже ходили по квартирам, уговаривая других отказаться от проекта. Но меня поддержали больше 50% жильцов. Этого оказалось достаточно, чтобы двигаться дальше.
После сбора подписей я взял справку в махаллинском комитете о том, что жители не возражают против установки солнечной станции.
Следующий шаг — договор с УК. Мне нужно было официально закрепить, что я беру на себя обслуживание той части крыши, где будут стоять панели. Если, например, произойдет протечка, сначала выясняется, в каком месте проблема. Если на участке с панелями, где я делал фундамент, ремонт за мой счет. Если из-за этого пострадают соседи, тоже компенсирую ущерб. В остальных случаях ремонт делает УК.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Подготовка и выбор панелей
После согласований я приступил к выбору оборудования. Начал с изучения разных типов солнечных панелей, чтобы понять, какой вариант подойдет именно мне.
Существуют три основных типа систем:
On-grid работает вместе с общей электросетью. Днем энергия от панелей сразу используется, а излишки могут уходить в сеть. Аккумуляторы не требуются, но если электричество отключат, система тоже перестанет работать. Так продумана мера безопасности. Такой вариант подходит для городов и стоит дешевле, чем другие.
Off-grid полностью независима от сети и требует аккумуляторов для хранения энергии. Она обеспечивает электричеством даже в отдаленных районах, где нет подключения к сети. Однако я даже не рассматривал этот вид, потому что у меня стоят относительно небольшие станции. К тому же, владелец такой панели будет вырабатывать электричество для себя, но не сможет «продать» его в сеть.
Так я пришел к гибридной системе, которая сочетает преимущества on-grid и off-grid. Она подключается к сети и имеет аккумуляторы. При наличии солнечной генерации нагрузка питается от панелей, а излишки могут уходить в сеть или в аккумуляторы. В случае отключения сети система продолжает работать от батарей, чего не обеспечивает обычная on-grid.
Стоимость выше, чем у on-grid, но присутствует функция резервного питания. Это самый универсальный вариант, на котором я и остановился.
При поддержке друзей и знакомых я начал покупать все детали своей будущей солнечной системы. Сами панели я купил за $1815 в количестве 20 штук. В пересчете 1 ватт обошелся мне от $0.165 до $0.185.
Технические особенности панелей
Самое главное во всей системе — это каркас (рама). Он обошелся мне в $500. Рама нужна, чтобы панели не улетели и не сломались. Я сделал ее из прямоугольной трубы 50×50 мм толщиной 2 мм. Вес конструкции получился около 330 кг. Некоторые ставят более тонкие профили, чтобы сэкономить, но зима показала, что они ломаются и не выдерживают нагрузку. Сами панели тоже тяжелые — примерно 560 кг.
Фото: Искандар Мирзахмедов/ Spot
Также я учитывал ветер, скорость которого в наших краях достигает 25 км/ч, а порывы могут доходить до 50 км/ч.
Перед установкой важно учитывать сезонность, так как солнечные станции не всегда работают на полную мощность. Зимой производительность может снижаться почти вдвое из-за короткого светового дня, а интенсивность солнечного излучения и количество фотонов ниже, даже при ясной погоде.
Летом пик генерации приходится
Кроме того, на работу станции влияет и пыль: панели быстро загрязняются, особенно летом. Например, я мою их каждые две недели, и даже за это время пыль может снизить выработку на 500 Вт с 10 панелей. Поэтому разница между заявленной и фактической мощностью ощутима, и ее нужно учитывать при расчетах.
Сейчас у меня установлена система мощностью 11 кВт, но фактически она выдает максимум 9,1 кВт. Это нормально, потому что номинальные значения указываются по стандарту STC — в лабораторных условиях, где температура воздуха 25 градусов, панели идеально ориентированы на солнце. В реальной жизни такие условия встречаются крайне редко.
Важно понимать: номинальная мощность в 550 или даже 700 Вт, указанная на панели, не означает, что она всегда будет столько выдавать. Реальнее ориентироваться на рабочие параметры в характеристиках, но их редко кто читает при покупке.
STC-значения тоже полезны: зимой бывают редкие дни, когда при холоде и рассеянном свете панели могут дать больше заявленного. В такие моменты инвертор уходит в защиту от перенапряжения и временно отключается — это неопасно.
Летом же, при температуре выше 25 °C, эффективность падает, и панели вырабатывают меньше. Поэтому при проектировании стоит учитывать и зимние пики, и летние просадки, чтобы система стабильно работала круглый год.
Фото: Искандар Мирзахмедов/ Spot
Инверторы и батареи
Аккумуляторы и инверторы я подключил в отдельный электрический щит.
Многие ошибочно полагают, что если установлена солнечная станция мощностью 10 кВт, то она начинает работать на полную мощность сразу после появления солнца. На самом деле это не так. Выработка солнечной энергии зависит от времени суток, угла падения солнечных лучей и погодных условий, мощность постоянно меняется в течение дня.
Именно поэтому панели рекомендуется устанавливать с ориентацией строго на юг. С южной стороны солнце находится дольше всего, особенно в полдень, когда оно в зените. Такая ориентация позволяет максимально эффективно использовать солнечный свет и получать максимальную выработку энергии.
В моем случае панели зафиксированы под углом 25 градусов и смотрят на юг. Поскольку панели не двигаются за солнцем, график выработки выглядит как плавная дуга: минимальные значения утром и вечером, а пик в районе полудня. Это нормально.
Для отслеживания данных я использую приложение Smart ESS, которое в реальном времени показывает выработку, потребление, нагрузку и другие параметры системы. Также в нем есть удобная статистика по дням и месяцам. На графиках хорошо видно, как в пасмурную погоду возникают резкие перепады — это отражает снижение солнечной активности.
Фото: Скриншот из приложения Smart ESS
На практике наибольшая эффективность достигается при ориентации панелей в секторе от 150° до 200° по азимуту. При отклонении от этого диапазона производительность панели заметно падает.
Если южная сторона закрыта зданиями или деревьями, панели все равно можно установить, но выработка будет меньше: чем сильнее отклонение, тем ощутимее потери.
При отключении электричества станция автоматически переключается. Выработка во внешнюю сеть сразу прекращается — так работает система безопасности. Дальше панели питают только дом, а аккумуляторы обеспечивают запас энергии.
Учитывая, что образование у меня в сфере радиоинженерии, я сам собирал батареи. А с учетом самостоятельной сборки, они обошлись мне в $2800. Ячейки я заказывал отдельно с китайского завода и собрал из них батарею на 48 В и 200 ампер-часов. Ее срок службы — около 6 тыс циклов. Но тут важно понимать, при каких условиях они считаются.
Если посмотреть документацию, то это количество циклов достигается батарея используется только на 30% своей емкости. Например, если ячейка может отдавать ток в течение 40−60 минут, то мы из нее берем только треть. Заряжая и разряжая примерно на 30−35%.
Но в действии все иначе. Моя батарея на 48 Вт и 200 ампер-часов — это 9,6 кВт/ч. Если я включаю три кондиционера, чтобы в каждой комнате поддерживать комфортную температуру, батареи хватает на 2 часа. После того, как температура в помещении достигнута, нагрузка снижается — кондиционеры начинают периодически включаться и выключаться. В среднем это потребление около 4,5 кВт, то есть я использую батарею примерно на 50% емкости, а это коэффициент 0,5. А при таком режиме она отрабатывает не 6 тыс. циклов, а где-то 2,5 тыс.
Но это все равно хороший показатель. Если разделить 2,5 тыс. на 365 дней, то получаем около 6,5−7 лет. Это при условии, что батарея будет заряжаться и разряжаться каждый день по одному циклу.
Что касается инверторов, то сначала я использовал однотипные модели, особо не вдаваясь в детали. Больше начал разбираться, когда стал сравнивать разные варианты. Изначально у меня было 20 панелей. Когда я подключал их по 10 на отдельные инверторы, выработка была выше, чем при подключении всех 20 к одному. В таком случае суммарная мощность снижалась до 9,1 кВт вместо ожидаемых 11 кВт.
Мой первый инвертор сгорел через две недели после запуска системы. Приложение показывало, что он отключился из-за перегрузки, однако по графику работы видимых скачков не было. Разобрав устройство, я обнаружил поврежденные провода и списал все на заводской дефект. Я заменил инвертор на точно такой же и продолжил эксплуатацию.
Любопытно, что при разборке и сгоревшего, и исправного инвертора, внутренние компоненты оказались идентичными. Ремонт обошелся бы примерно в 30−40% от стоимости нового, поэтому я решил, что выгоднее просто купить замену.
В Узбекистане есть два основных типа инверторов:
инверторы серии IP21: бюджетные, с минимальной защитой. У них, как правило, незащищенный вентилятор, уязвимый к пыли и влаге.
инверторы с защитой IP65: дороже в 1,5−2 раза, но у них качественная сборка, герметичный корпус и заявленная мощность ближе к фактической.
Я заказал инвертор с IP65 напрямую из Китая. По качеству сборки и функционалу он оказался заметно лучше. Чтобы он выдавал полную мощность, панели должны давать на вход больше номинала, примерно в 1,5−2 раза.
Если бюджет ограничен, а потребление умеренное, можно взять инвертор серии VIP 21. Он распространен, стоит дешевле и его проще заменить в случае поломки.
Сейчас на рынке много так называемых «умных» инверторов — это несерийные устройства, собранные из типовых компонентов разными производителями. Логотипы могут отличаться, но начинка у них зачастую одинаковая.
Фото: Искандар Мирзахмедов/ Spot
Стоимость и окупаемость
На установку всей системы я изначально закладывал около $5 тыс., хотел установить более простую систему, чтобы запустить и проанализировать, как она работает. Но в процессе сборки постоянно возникали дополнения и изменения, и в итоге сумма выросла до $7 тыс.
Наименование | Цена (в долларах) |
Солнечная панель 11квт (20 шт) | 1815 |
Алюминиевые салазки и крепления для 20 панелей | 150 |
Рама профиля 50*50*2мм 170 м | 500 |
Кабель солнечных панелей | 150 |
Электрический щит 160*80*30 | 140 |
Солнечный гибридный инвертор 10 квт 48 В (1 шт) | 750 |
Реле напряжения 220 В (1шт) | 15 |
Автоматы постоянного тока сдвоенные (2 шт) | 36 |
Автоматы переменного тока сдвоенные (2 шт) | 8 |
Короб автоматов (2 шт) | 5 |
Кабель 10кв.мм — 10 метров | 22 |
Литий железофосфатная батарея 48В100А/ч 9,6кВт/ч | 2800 |
Услуги за сборку | 680 |
Общая стоимость: 7071 |
Еще до установки солнечной станции я понимал, что буду продавать излишки энергии в сеть. Поэтому сразу после покупки подал заявку на Soliq.uz, чтобы ежемесячно получать субсидии на банковскую карту. Субсидия рассчитывается по итогам каждого месяца: если объем энергии, переданной в сеть, превышает потребленный из нее, за электроэнергию платить не нужно, если наоборот, то оплата начисляется по разнице.
Параллельно я съездил в ТашГорПЭС, где показал фотографии установленной системы, кадастр и паспорт. Там же оформил заявку на регистрацию и получил подтверждение регистрации. После этого они направили запрос на установку счетчика с обратным считыванием. Когда я вернулся домой и включил станцию, она уже начала вырабатывать энергию и полноценно функционировать.
Если говорить об окупаемости, то обычно имеют в виду станцию, которая работает только на продажу энергии в сеть. Для системы мощностью 10 кВт срок окупаемости составляет примерно 24−30 месяцев.
Но в моем случае часть энергии я использую сам, из-за чего не вся энергия продается в сеть, и срок окупаемости увеличивается примерно до 5 лет.
Тем не менее благодаря государственной субсидии, часть затрат возвращается. Если взять установку на 10 кВт, субсидия уже покрывает ощутимую часть расходов. А поскольку программа действует до 2030 года, за это время система успевает не только полностью окупиться, но и принести столько же в виде прибыли даже с учетом постепенной деградации панелей.
Как продавать государству электричество
Процесс продажи устроен просто и без проблем. Главное понимать, как ведется учет энергии. В Узбекистане он идет через приложение «Региональных электросетей» HET Billing. Оно показывает фактическую мощность, отданную в сеть и общий расход электроэнергии. Там в реальном времени можно видеть два потока, которые отображаются по дням.
Фото: Скриншот из приложения HET Billing. Зеленой линией обозначается ежедневная отдача, синей — ежедневное потребление.
Процесс продажи достаточно простой. У меня установлен инвертор, подключенный к выходу электросчетчика. Электричество из общей сети поступает в счетчик. Кабель от инвертора также подключен к той же клемме, через которую осуществляется потребление.
Когда потребление превышает генерацию, система автоматически берет недостающую энергию из сети. Если же солнечная станция вырабатывает больше, чем потребляется, излишки отправляются обратно в сеть. В этом случае на счетчике фиксируется положительное значение, то есть отдача.
Например, если солнечная станция генерирует 10 кВт, а в доме в это время используется только 5 кВт, то оставшиеся 5 кВт автоматически уходят в городскую сеть. При регулярных пиковых выработках в течение дня в приложении можно увидеть, что, например, за сутки в сеть было отправлено 50 кВт.
Система автоматически вычитает текущее потребление из генерации, и только неиспользованный остаток направляется в сеть. Эта «отдача» и отображается как «зеленая линия» в HET Billing.
Важно понимать, что данные в Smart ESS основаны на показаниях самого инвертора и могут отличаться от информации в HET Billing, который использует официальные данные из государственной базы.
Ночью, когда панели не работают, потребление остается — кондиционеры, свет и бытовая техника. В это время уходит 5−10 кВт, и энергия берется из городской сети.
Можно подумать, что у меня есть некий «запас» энергии, но это условное понятие: аккумуляторы не используются. Все, что не потребляется в моменте, уходит в общую сеть, а счетчик фиксирует как объем переданной, так и полученной энергии. В конце месяца происходит взаимозачет.
Например, в июле 2024 года моя система выработала 1201 кВт·ч, а потребление составило 608 кВт. Разница засчитывается мне как положительный баланс, и излишки возвращаются в виде выплаты на карту. За год я продал уже почти 14 тыс. кВт·ч энергии энергии. Государство покупает у населения электричество по 1 000 сумов за кВт/ч.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Выводы
За год моя солнечная станция принесла почти 14 млн сумов дохода. Это ощутимая выгода, особенно если учесть, что энергия вырабатывается автоматически и не требует постоянного участия.
Я мог бы установить 20 кВт, но при увеличении мощности важно учитывать технические и нормативные ограничения: однофазный счетчик не выдерживает более 13 000 Вт, а станции мощностью выше 20 кВт сложно зарегистрировать в ТашГорПЭС, особенно в условиях 2025 года, когда рынок солнечной генерации стремительно развивается.