По итогам января-сентябре 2025 года узбекский сум значительно укрепился к американскому доллару, следует из данных ЦБ, которые изучил Spot.
В сентябре национальная валюта подорожала к доллару на 414,62 сумов или на 3,32% — до 12 067,76 сумов. В первой половине месяца курс валют оставался выше отметки 12 400 сумов. Однако во второй половине нацвалюта начала резко укрепляться, подорожав почти на 359 сумов за две недели. В последний торговый день курс доллара впервые с августа 2023 года опустился ниже 12 100 сумов.
По окончании нынешнего месяца курс доллара в большинстве коммерческих банков сохранился чуть выше 12 000 сумов. Дороже всего американскую валюту покупает Asia Alliance Bank и Hayot Bank — 12 040 сумов, а самый выгодный курс продажи в 12 130 сумов предлагает Octobank.
За первые девять месяцев нацвалюта укрепилась к доллару на 6,6% или на 852 сумов. В 2024 году узбекский сум обесценился всего на 4,71% в относительном исчислении, в абсолютном — на 581,78 сумов.
Почему доллар дешевеет?
Инвестиционная компания Kap Depo объясняет укрепление сума тремя причинами: ослабление доллара на мировом рынке, а также рост трансграничных поступлений и увеличение объемов экспорта золота.
Аналитики считают маловероятным падение курса валют ниже 12 000 сумов. К концу октября доллар, по прогнозам, может держаться на уровне около 12 400 сумов, а к концу года — в пределах 12 510−12 620 сумов.
По мнению инвесткомпании, устойчивость национальной валюты во многом обеспечивается внутренними потоками капитала и экспортной выручкой, а не только конъюнктурой глобального валютного рынка.
Экономист Миркомил Холбоев в своем Telegram-канале сообщил, что в сентябре узбекский сум показал наибольшее укрепление к доллару среди ряда отобранных валют. За ним следуют чешская крона и бразильский реал, прибавившие менее 2% к американской валюте.
В сентябре казахстанский тенге снизился к доллару на 1,2%, а российский рубль — на 4%. Среди крупных валют укрепились швейцарский франк (+0,9%) и евро (+0,7%), тогда как фунт стерлингов (-0,6%) и японская иена (-1,6%) ослабли.
Холбоев отметил, что в сентябре рост курса доллара фиксировался менее чем на трети торговых сессий — 7 из 22. Предыдущий минимум был зарегистрирован в июне 2024 года, когда укрепление наблюдалось лишь на 6 сессиях.
Первый заместитель директора Агентства стратегических реформ при президенте Абдулла Абдукадиров ответил на вопрос корреспондента Spot о том, является ли нынешний курс доллара в Узбекистане рыночным.
«По моим ощущениям, курс доллара нерыночный. Если смотреть на то, чем поддерживается этот курс, 38% экспорта поступает от поставок золота. Значит, продажа золота идет на поддержание курса… Но, значит, это не совсем рыночный курс. Это косвенный сигнал о том, что страна активно использует поступления от золота на поддержание обменного курса. Спрос и предложение на рынке в большей степени покрываются продажей золота. Вот это говорит о том, что это не совсем рыночные методы», — заявил он.
Абдукадиров признал, что на обменном курсе валют отражается падение покупательной стоимости доллара на мировом рынке, но к другим валютам он падает сильнее, чем к узбекскому суму.
Кроме того, он указал на стабильность обменного курса на протяжении длительного времени, отметив, что создается впечатление, что спрос и предложение на валюту не меняются, добавив, что это не так.
В свою очередь, Центральный банк опроверг связь роста цен на золото с укреплением узбекского сума к доллару. С начала этого года золотовалютные резервы и экспорт золота обновили исторический максимум.
«Корреляции [между подорожанием золота и курсом доллара] нет, так как золотовалютные резервы формируются в иностранной валюте. Нет никакой связи с сумом. В публикуемой статистике объем резервов отражается в долларах США. Здесь нет участия сума», — заявил директор Департамента по управлению международными резервами ЦБ Санжар Валиев.
Ранее Spot писал, что курс доллара в Узбекистане впервые с августа 2023 года упал ниже 12 100 сумов.