Основатель и директор ООО «BarVilla» (бассейн Acapulco, ресторан-караоке Bar Villa) Эдуард Ким рассказал Spot, почему решил построить бассейн, как продвигал бизнес и почему строительство ресторана решит сразу две сезонные проблемы, типичные для водно-развлекательных комплексов.

Есть очереди — значит, есть спрос

Окончив факультет экономики в «Сельхозе» (ныне Ташкентский государственный аграрный университет), я больше 10 лет работал в налоговых органах. Не скажу, что это было скучно: я набрался опыта общения с людьми, приучил себя к дисциплине. Но в какой-то момент понял, что не вижу для себя роста в этой сфере, и решил заняться бизнесом.

Почему я решил построить бассейн? Я заметил, что в бассейнах постоянные очереди. Вот не было тогда, лет восемь назад, такого, чтобы я мог просто приехать с семьей и сразу пойти плавать. Значит, был высокий спрос.

Помимо этого, была какая-то интуитивная уверенность, что проект пойдет. Я загорелся идеей и предложил ее на семейном совете. Убеждал домашних, что всё будет хорошо, что проект не провалится, а окупится, и мы заработаем деньги. Мне поверили.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Продать квартиру, чтобы построить бассейн

Вопрос стартовых вложений решался сложно. Мы искали деньги, где только могли, плюс поначалу был какой-то семейный капитал.

На одно только строительство ушло порядка $200 тысяч. У меня есть компаньон, на старте каждый из нас вложил по $100 тысяч.

Но был большой перерасход: первоначальная смета сильно поменялась, к концу строительства мы превысили ее как минимум на 40%. Пришлось продать квартиру и какое-то время жить с семьей в арендованном жилье.

Конечно, пройдя все эти сложные этапы запуска и оглядываясь назад, я понимаю, что нужно было иметь безумную уверенность в идее. Тогда я, честно говоря, об этом не задумывался. Даже когда продавал квартиру.

Это сейчас звучит дико — продать квартиру, чтобы построить бассейн. Ведь для людей из СНГ приоритет — крыша над головой. Но я был уверен, что всё это улажу и поставлю на рельсы за пару лет, да и поздно уже было останавливать работу на середине.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Любое начало — это трудности

Комплекс строился с нуля. Больше года ушло только на то, чтобы найти землю. Бассейн требует большой территории, он просто не может быть компактным, иначе людям будет неинтересно.

А где в Ташкенте вы найдете гектар свободной земли не совсем далеко от центра и с удобным расположением, чтобы людям не было сложно подъезжать?

Такая проблема есть и сейчас — найти участок всё еще очень сложно. Нам, кроме того, нужно было учитывать множество факторов — чтобы поблизости не было посторонних неприятных шумов и запахов, и чтобы и мы никому не мешали, ведь водно-развлекательный комплекс — достаточно шумный бизнес.

С самим строительством не возникает больших проблем, потому что и стройматериалы стали доступными, и грамотные специалисты есть. Здесь важен творческий подход, чтобы вышло красиво, удобно, рационально. Мы работали со специалистом по строительству бассейнов Олегом Бажан из компании Kimolain. Вместе с ним сами всё рисовали и делали.

Возникали, конечно, вопросы и с хокимиятом, и с РЭС. Когда на территории была пустошь, свалка, никого это не интересовало. Как я начал строиться — сразу пришли все с проверкой. И это неизбежно.

Любое начало, строительство или организация бизнеса подразумевают, что вы столкнетесь с проблемами, даже в мелочах: в поставках стройматериалов или когда нужно найти замену работнику, который не пришел на смену. Всё это ожидаемые трудности, вы должны быть к ним готовы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Были дни, когда мы простаивали

Мы открылись в 2012 году, примерно через два года после появления самой идеи. Первыми клиентами стали люди, которые живут рядом. Старт — он всегда тяжелый, в день было по 10−15 человек, а иногда и вообще никого, были дни, когда мы просто простаивали. Но всё очень быстро закрутилось — на тот момент на рынке спроса было больше, чем предложения.

Через месяц после открытия у нас уже было достаточно клиентов, чтобы не уходить в минус, мы быстро вышли в ноль, а затем и на прибыль.

В первый год работы бассейн вместе с кухней принес около $30 тысяч за сезон, сейчас эта цифра выросла. В среднем в сезон приходит порядка 150 человек в день.

Маржинальность данного бизнеса достаточно хорошая — примерно 30%. Однако она зависит от множества факторов. Каждый год у нас что-то меняется в налоговом законодательстве, а маржа зависит от налогов. К тому же часто меняется оплата за коммунальные услуги.

Мы не закладывали отдельный бюджет на рекламу, просто вкладывались по мере необходимости. Не думаю, что ушла большая сумма: сейчас реклама достаточно доступна, особенно в интернете. Сейчас этот канал однозначно лидирует, там получалась самая мощная реклама. Также мы распространяли флаеры, плюс работало «сарафанное радио».


Фото: facebook.com/acapulcotashkent

Конкуренция: мы не хотели открывать бассейн за городом

Я думаю, мы выигрываем с точки зрения локации. В Ташобласти есть поселок Йик-ота, где сосредоточено несколько бассейнов — зачем идти туда, где люди уже всё наладили? Поэтому мы изначально не хотели открывать бассейн за городом. А в горы люди не будут ездить каждый день — далеко.

Второй очень важный фактор — площадь. В Йик-ота я не видел больших комплексов, кроме разве что Edem & Chimgan. Он примерно такой же, как мы, но там один бассейн.

Что касается конкуренции по городу: мы ориентированы на семейную аудиторию и средний ценовой сегмент. В сфере услуг нельзя создать проект, нацеленный на всех. «Солнечный город», например, работает в более высоком ценовом сегменте, чем мы.

Когда мы открывались, «Солнечного города» еще не было, и мы могли охватывать и премиум-сегмент. Но всё зависит от спроса и предложения на рынке. Имея под боком такого конкурента, мы не можем заявлять, что мы лучше, да и сравнивать нас было бы некорректно: там огромная разница в одних только расходах на строительство.


Фото: facebook.com/acapulcotashkent

Открыть ресторан, чтобы зарабатывать в несезон

Бассейн работает с конца мая по начало осени. В остальное время его никак нельзя использовать, потому что перекрыть и отопить такую огромную территорию просто нереально.

Так что девять месяцев мы просто простаиваем, а текущие расходы на содержание бассейна всё равно идут.

Вторая самая большая проблема для бассейнов — каждый сезон набирать работников с нуля, как будто каждый год заново открываешься. Сотрудников невозможно содержать девять месяцев вне сезона, выгоднее набрать новых. Поэтому 90% персонала каждый год обновляется. Набирать хороших официантов каждый год — это проблема. Найти достойных поваров — гигантская проблема.

Чтобы решить две задачи — зарабатывать в несезон и создать костяк постоянного персонала — в сентябре мы открыли ресторан с караоке Bar Villa. Теперь в купальный сезон мы сможем переводить двух главных поваров из ресторана на бассейн, либо одна кухня будет готовить и для ресторана, и для бассейна. Так мы поднимем и качество еды, и уровень сервиса.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Ресторан пока работает больше в вечернее время: ориентируемся не на обеды, а на банкеты, корпоративы, свадьбы, дни рождения. Привлекать гостей на этот раз было немного легче, потому что у бассейна уже есть имя и постоянные клиенты.

Прибыли ресторан пока не приносит, хотя вложили мы достаточно много — примерно в $350 тысяч: реинвестировали прибыль от бассейна, продали другой семейный бизнес и добавили семейные сбережения.

Сфера услуг развивается, когда растет качество жизни

Я думаю, немногие инвесторы захотят вкладываться в бассейны: сезон длится всего три месяца в году, а вложений требуется немало. И, опять же, многих отпугнет проблема постоянного поиска персонала. Но расти этот бизнес всё равно будет, люди будут пробовать. Эта ниша не будет стоять на месте — сфера услуг развивается до тех пор, пока сама страна развивается.

Во многом динамика здесь зависит от благосостояния людей. Еще 15−20 лет назад люди отмечали дни рождения дома, да даже просто поесть где-то было чем-то из ряда вон. А сейчас все в основном справляют праздники в кафе, ресторанах, у нас всё больше точек общепита.

Популярность бассейнов тоже растет с улучшением качества жизни. И если раньше мы могли плавать где-нибудь в Чирчике или в арыке, то сейчас все потихоньку переместились в бассейны, где и сервис есть, и дезинфекция производится. Люди уже почти не купаются в природных водоемах, разве что ездят на Чарвак.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Каждый клиент приносит хлеб вам на стол

За качеством услуг нужен постоянный личный контроль. Нельзя перекладывать на наемного работника контроль такой важной составляющей, как, например, качество воды.

Численность персонала у нас — порядка 40 человек (25 человек в смену). В заведении важно, чтобы персонала было достаточно: если на какой-то позиции не хватает хотя бы одного человека, уже начинает хромать сервис.

Каждый работник должен понимать, что работает в сфере услуг. И гость, который к нам пришел, кормит нас. Я всегда говорю сотрудникам: «Считайте, что каждый клиент, который сегодня к нам пришел, принес вам хлебушек на стол».

Даже если клиент в той или иной степени неправ, а такое случается очень часто, мы стараемся сделать всё, чтобы он остался доволен и вернулся к нам.

Нередко бывает, что мы приносим еду, а клиент в это время купается. И когда он начинает есть, еда уже остыла или еще как-то потеряла вид. Это не наша вина, но мы просто меняем блюдо или делаем комплименты от заведения. При этом мы не несем больших потерь, но работаем на репутацию. Это выгоднее, чем сказать клиенту: «Вы сами виноваты, делайте что хотите».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Негативные отзывы всегда будут, ведь это сфера услуг. Как говорится, всех не обогреешь, всем не угодишь. У нас негативные отзывы появляются чаще всего из-за фейс-контроля. Мы ведь придерживаемся семейного сегмента, поэтому шумная мужская компания, например, — не наша публика. В связи с этим порой возникает недопонимание, но мы стараемся лояльно на него реагировать.

Бассейн, ресторан и… детский сад

Сеть бассейнов мы, конечно, открывать не собираемся. В Узбекистане запустили президентскую программу по развитию детских садов, я сейчас работаю больше в этом направлении.

У нас будет два детских сада — в Сергелийском и Мирабадском районах. В Сергелийском уже почти заканчиваем строительство, а в Мирабадском скоро начнем. Строим на собственные средства, уже вложили около $250 тысяч.

Это будут частные сады, над вопросом сегмента мы пока не думали. Многое зависит от локации и спроса. В будущем проведем мониторинг аудитории.

Я считаю, что со сменой власти государство дает нам новые возможности. К тому же меня привлекли льготы: по программе нам выделили землю, мы выиграли тендер и сейчас занимаемся организацией дошкольного образовательного учреждения.