Как сообщал Spot, президент подписал указ об изменениях в налоговой системе.

Финансовый аналитик Азиз Алимов комментирует основные изменения и предлагает дополнения, которые нужны на третьем этапе реформы.

Азиз Алимов

Директор Alpha Finance Business Consulting, финансовый аналитик

Сентябрь выдался богатым на изменения в налоговом законодательстве: наконец-то был вынесен на обсуждение проект нового Налогового кодекса, а сегодня президент подписал указ о дальнейшем совершенствованию налоговой политики. Два этих документа уже называют вторым этапом налоговой реформы в нашей стране.

Прокомментирую основные утвержденные изменения:

С 1 октября ставка НДС снижается до 15%. Это самое главное событие в налоговой сфере нашей страны. Низкая ставка позволит реально оздоровить предпринимательскую активность и поможет бизнесу сэкономить оборотные средства. Возможно, будет наблюдаться положительная динамика по выходу многих сфер бизнеса из тени.

С 1 октября отменяются практически все льготы по НДС. Введение льгот по этому виду налога сыграло явно отрицательную роль. Во-первых, бюджет лишился огромных поступлений. Во-вторых, происходили постоянные разрывы на некоторых этапах в так называемой цепочке создания материальных благ, что приводило к высокой налоговой нагрузке на последнем этапе.

С 1 января 2020 года увеличивается ставка налога на прибыль до 15%. В принципе, шаг верный. Во-первых, это позволит компенсировать потери бюджета от снижения ставки НДС. Во-вторых, в настоящий момент ставка довольно-таки низкая. Разрыв со ставками других налогов, в особенности НДС, очень высокий. То есть возникала ситуация, при которой высокими были ставки налогов, по которым налогооблагаемая база была высокой, и наоборот. А это неправильно. В 2020 году разрыв сократится до нуля.

С 1 января 2020 года отменяется так называемый упрощенный НДС. Этот вид НДС не сыграл никакой положительной роли ни для бизнеса, ни для государства. С отменой льгот по НДС необходимость в данном виде НДС отпала само собой.

С 1 октября увеличиваются ставки акцизного налога. Минфин уже заявил, что это еще один вариант компенсации потерь, связанных с уменьшением ставки НДС. В настоящий момент акцизный налог составляет менее 1% от всех поступлений бюджета страны. Доля, конечно же, маленькая.

Если имеется в виду внутренний акцизный налог на производство подакцизных товаров, то здесь вопросов быть не может. Однако к изменениям во внешнем (таможенном) акцизном налоге следует подходить с осторожностью, иначе это приведет к необоснованному протекционизму и сдерживанию конкурентного рынка.

Так как внешний акцизный налог является одной из протекционистских мер в экономике, то вводить его и увеличивать его ставки необходимо только в отношении тех товаров, где на внутреннем рынке существует высокая конкурентная среда. В частности, это касается продуктов питания, качество которых не уступает импортным, масложировой, мясомолочной и прочих отраслей пищевой промышленности. И, конечно же, всё это должно происходить под зорким надзором антимонопольных органов.

Что еще нужно изменить на третьем этапе налоговой реформы

Снизить ставку НДС до 12% и увеличить ставку налога на прибыль до 20%. Чтобы понять, для чего это нужно, давайте разберем сравнительную таблицу из моей недавней публикации, теперь уже с учетом новых ставок и сравним с необходимыми изменениями.

Показатели

НДС (12%) + НП (20%)

НДС (15%) + НП (15%)

Доход от реализации

892 857 142

869 565 217

Промежуточное потребление

714 285 714

695 652 173

Заработная плата

100 000 001

100 000 001

Операционная прибыль

78 571 427

73 913 042

ЕНП и Налог на прибыль

15 714 285

11 086 956

Чистая прибыль

62 857 142

62 826 086

Наценка на промежуточное потребление

20%

20%

НДС

21 428 571

26 086 956

ЕНП и Налог на прибыль

15 714 285

11 086 956

Итого налогов

37 142 856

37 173 912


В целом разница небольшая, как в сумме получаемой прибыли, так и в сумме уплаты налогов. Однако во втором варианте существует риск того, что:

  • налогооблагаемая база по НДС выше, чем по налогу на прибыль, а ставки одинаковые. То есть разрыв пусть и нулевой, однако НДС придется рассчитывать по более высокой налоговой базе. В результате бизнес будет неохотно выходить из тени. Тем более организации, у которых доля промежуточного потребления в расходах низкая.
  • фонд оплаты труда не будет торопиться выходить из тени. Ведь именно высокая ставка налога на прибыль будет способствовать включению последнего в официальную отчетность в качестве расходов и, соответственно, начислению и уплате НДФЛ и ЕСП в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Ввести понятие «среднего бизнеса» (оборот от 100 млн сумов до 1 млрд сумов) и перевести его на налоговый режим «Налог с оборота + НДС». Об этом я уже писал. Недавно была опубликована статья начальника отдела Исследовательского института правовой политики при министерстве юстиции Н. И. Нарбаева, который предлагал перевести все субъекты бизнеса на НДС.

В принципе, идея вызывает доверие, за исключением того, что малый бизнес имеет очень маленькую долю расходов по промежуточному потреблению, и для него, соответственно, при низком обороте налоговая нагрузка будет существенной. Поэтому малое предприятие (с оборотом до 100 млн сумов) необходимо оставить на режиме налога с оборота. По мере того, как оборот будет расти, будут расти и расходы, в результате чего компания сможет по ним брать в зачет сумму входящего НДС. Соответственно, после оборота в 100 млн будет выгодно переходить на уплату НДС.

Отменить авансовые платежи по налогу на прибыль. Платя налог авансом, организация изымает огромные средства из своего оборота. Тем более налог авансом платится от предполагаемой или прошлой прибыли, а никак не от реальной. Выплата налога должна производится только в момент сдачи расчета по налогу.

Отменить из состава невычитаемых расходов по налогу на прибыль расходы на персонал, связанные с материальной выгодой. В данном случае эти расходы уже облагаются НДФЛ, повторное их обложение налогом на прибыль приведет к их сокрытию. В состав невычитаемых расходов должны входить исключительно потери, убытки, финансовые санкции, штрафы, то есть те расходы, которые понесла организация вследствие неумелой своей бизнес-политики.

Ввести необлагаемый минимум по расчету НДФЛ. Как уже говорилось ранее, оптимальным необлагаемым минимумом должен быть размер прожиточного минимума — это где-то 2 МРОТ.

Ввести вместо единой тарифной сетки классификацию рыночных окладов труда, в зависимости от должности, профессии, опыта работы и т. д. Единая тарифная сетка применяется только в бюджетных организациях и на государственных предприятиях. К сожалению, она не играет большой роли в экономике страны, а регулирует в основном МРОТ. Остальные цифры просто бесполезны.

Если будет внедрена единая классификация окладов, НДФЛ будет начисляться исключительно согласно ей в случае, если совокупный доход по НДФЛ будет ниже рыночного оклада труда. Это позволит исключить манипуляции с МРОТ.

Обязательное введение для всех субъектов бизнеса автоматизированной онлайн-бухгалтерии. В соответствии с ней налоговые органы будут контролировать бухгалтерский учет, определять налогооблагаемую базу, рассчитывать налог и выставлять его к уплате. Пора уже освободить бухгалтеров от этой работы. Налогоплательщик должен будет исключительно проверять расчет налога и уплачивать его. Это также сведет на нет все «негативные взаимоотношения» (уведомления, проверки, письма) налоговых органов с бизнесом. Как я слышал, работа в этом направлении уже ведется.

Заменить земельный налог и налог на имущество на единый налог на недвижимость, налогооблагаемая база которого будет исчисляться исходя из нормативной стоимости земельного участка. Об этом уже говорилось в самой первой концепции налоговой реформы.

У многих бухгалтеров расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество вызывает трудности. К тому же многие предприниматели высказывают недовольство в части справедливого обложения недвижимого имущества, недоумевая, почему должны платить за владение имуществом, ведь они уже заплатили за его приобретение или строительство.

Что же касается земельного налога, то он исчисляется по очень разным фиксированным ставкам, которые публикуются только в конце года постановлением президента. Во-первых, это вызывает некоторые сложности при выборе ставки и исчислении налога. Во-вторых, нет четкого понимания, какой будет ставка при планировании и формировании бюджета любой организации.

Ставку желательно установить на уровне:

  • 2% от нормативной стоимости приватизированной земли;
  • 5% от нормативной стоимости земли при безвозмездном пользовании.

Естественно, нормативная стоимость земли должна быть рассчитана справедливым способом на основании специального положения, указана в кадастровых документах и ее расчет должен быть доступен организации для проверки.

Я очень надеюсь, что наша страна примет все эти вышеуказанные изменения. Желательно начать это делать уже со следующего года.