Spot продолжает подводить итоги уходящего года в интервью с экспертами и предпринимателями. Как налоговая реформа в Узбекистане повлияла на цены, почему введение НДС положительно сказалось на бизнесе, какой была ситуация с импортом и экспортом в 2019 году и как развивался рынок ритейла рассказывает основатель сети супермаркетов korzinka.uz и группы компаний ДП Anglesey Food Зафар Хашимов.

Приложение korzinka.uz и сделка с ЕБРР

Несмотря на изменения, которые происходили у игроков сектора организованной розницы в 2019 году — включая появление нового местного бренда (дискаунтер Havas — прим. Spot), ребрендинг одного из существующих (Makro — прим. Spot) и заявление о планах Carrefour зайти на рынок — эта сфера в Узбекистане все еще остается не развитой, нам всем вместе нужно конкурировать с базарами.

Поэтому я только приветствую появление новых игроков и активные действия со стороны наших конкурентов — мы вместе развиваем сектор организованной розничной торговли, который раньше korzinka.uz тянула в одиночку.

Я неоднократно говорил — давайте научим людей ходить в современные торговые предприятия, а кто лучше из этих современных, все и так знают! (смеется).

Воздействие korzinka.uz на рынок действительно все еще подавляющее, следует из мониторинга независимых агентств. В этом году мы изменили многое, начиная от внутренних процессов и заканчивая instor-коммуникациями. Ввели новые инструменты быстрее, чем кто-либо, например, внедрили оплату с помощью Click и Payme.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В этом месяце мы запустили мобильное приложение korzinka.uz. Будучи оператором крупнейшей программы лояльности в стране — на данный момент в ней около 500 тыс. активных карт — мы постарались создать максимальные удобства уже существующим держателям карт.

В приложении можно привязать несколько карт лояльности, а также открыть новую, полностью электронную карту, если раньше у пользователя не было карты вообще. Аналогов этого приложения еще нет на рынке.

Мы еще не анонсировали наше мобильное приложение, но специально для читателей Spot приоткроем завесу тайны — ознакомиться с функционалом и скачать приложение можно по ссылке.

За этот год мы открыли больше десяти новых маркетов, растем также и по доставке вместе с LeBazar — эта площадка показывает двухцифровой рост каждый месяц.

Вообще 2019 год для korzinka.uz заканчивается на высокой ноте благодаря тому, что мы успешно подписали соглашение с ЕБРР о направлении в наш уставной капитал прямых инвестиций в $40 млн.

Это большая сумма по любым меркам. Более того — это самая крупная private equity сделка в Узбекистане. Важно, что это не кредит, а партнерские вложения — мы частная компания, так что в нас вкладывают деньги без каких-либо гарантий со стороны государства.

Заключение соглашения — результат огромной работы. Мы шли к этому около полутора лет, и те, кто имеет опыт работы с иностранными институтами, знает, как это непросто. И да, я могу смело сказать, что для korzinka.uz это стало главным событием 2019 года.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

НДС и выход производства из тени

Если весь 2018 год мы обсуждали налоговую реформу — в частности, введение НДС, — то в 2019 году уже непосредственно все это внедряли.

Налоговая реформа состояла из нескольких ключевых частей. Были аннулированы оборотные налоги — раньше предприятия платили 2% или 3% по общеустановленной налоговой системе и единый оборотный налог в 5%-6% от оборота.

Но платить налоги с оборота, как бы это ни казалось просто, на самом деле является большим вредом для экономики. Когда предприятие платит эти 5% вне зависимости от того, заработало оно их или нет, это означает, что его наценка уже будет включать в себя эти проценты.

Если продукт имеет сложный цикл производства, то есть делается из сырья или комплектующих и в течение всего цикла несколько раз меняет производителей, то каждый из них накручивает поверх себестоимости свои затраты на налог, и еще ставит наценку. Поэтому при переходе от одной фазы цикла производства к другой такой товар должен каждый раз расти на 10%-15% в цене, чтобы окупаться.

К чему это привело? С такой системой сложные ценообразующие производства просто перестали работать и начала развиваться либо торговля, где ничего не нужно делать кроме того, чтобы покупать и перепродавать, либо производство с очень коротким циклом — взял муку, испек хлеб, продал.

Как только предприятия пытались делать что-то более сложное, цена начинала быстро расти и наши товары становились не конкурентоспособными даже на внутреннем рынке, не говоря уже об экспорте.

Поэтому НДС является прогрессивным налогом — он не оставляет шансов участникам производства оставаться в тени. Образуется цепочка налогоплательщиков, где если не платит одно звено, вся налоговая нагрузка ложится на следующее. А так как отдавать свои деньги за других никому не хочется, то тот, кто платит, будет выбирать того, кто тоже платит.

В итоге такие непрерывные цепочки становятся выгодны всем. Например, сейчас, когда все наши поставщики тоже являются плательщиками НДС, налоговая нагрузка на нас снизилась.

Звучали мнения, что введение НДС повлияло на цены, но я неоднократно говорил, что инфляция происходила всегда и по разным причинам. Окей, если в этом году цены выросли из-за НДС, то из-за чего тогда они поднялись в прошлом году?


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Реалии рынка и либерализация цен

Вообще в 2019 году произошла масштабная либерализация цен, например, на энергоносители, воду. Государство делает это для того, чтобы привести цены в согласие с существующими реалиями рынка.

Надо понимать, что деньги, которые раньше выделялись для поддержания низких цен на определенные товары, не прилетали к нам с Марса или не приносились добрым дядей с Запада.

Когда государство что-то субсидирует, оно эти деньги возьмет у народа каким-то другим способом. К тому же, не факт, что субсидии всегда идут на пользу тем, кто действительно в этом нуждается.

К примеру, у человека дом с восемью спальнями, и он тратит N-ное количество кубометров воды. И есть пенсионерка, которая, допустим, тратит только один кубометр. Им обоим государство дает субсидии на то, чтобы погасить какую-то часть реальной стоимости воды, но если первый тратит в 10 раз больше воды, то получается, что он из государственного кармана вытаскивает этих субсидий в 10 раз больше.

Несправедливо, если платит за эти субсидии в складчину весь народ, а больше всего их получают те, кто тратит больше — обеспеченные, состоятельные люди. Поэтому я безусловно за либерализацию цен.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Было много возмущения по поводу выросших цен на хлеб. Но мы-то продаем этот хлеб и знаем, что с ним происходит: с самого утра приезжают «Дамасы» и забирают его из магазина огромными партиями, к полудню уже ничего не остается.

Я не знаю, может быть, кто-то кормит им скот, а может быть, рабочих, которые строят ему четырехэтажный дом, в любом случае, когда он стоил 650 сумов, до 12 дня его уже не оставалось. И что самое обидное, его забирали эти непонятные люди, а те, кому он действительно был нужен, уже не могли его купить.

Цена — самый универсальный инструмент регулирования рынка спроса и предложения. Когда вы делаете цены ниже рыночной, вы стимулируете спрос и сокращаете предложение.

Вот самый простой пример — спрос стимулируется, потому что по такой цене этим хлебом кому-то выгодно даже скотину кормить, а вот производить по такой цене уже невыгодно, предложение падает и в итоге образуется дефицит. Единственный способ с ним бороться — либерализировать цены, отменить субсидии и государственное финансирование.

Я думаю, что не будь налоговой реформы, мы могли бы иметь еще большую инфляцию. В принципе, я анализировал разные отрасли, и по многим категориям товаров и услуг цены не выросли. И тут точно нужно приветствовать то, что правительство решило в октябре снизить ставку НДС с 20% до 15%.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как многие знают, я с самого начала всего этого обсуждения был сторонником ставки НДС в 12%, но снижение до 15% тоже большой шаг.

В октябре я прогнозировал, что цены не пойдут вверх после снижения ставки — когда производители платят меньше налогов, их доход увеличивается, а вместе с этим улучшается и конкуренция. Снижение ставки смягчило рост цен, на многие товары они даже снизились, мы сами это видим.

Кстати, в этом году многие производители стали устраивать просто беспрецедентные акции на свои товары. С нами сотрудничает огромное количество поставщиков, и я заметил, что многие из них делают скидки.

Но это не означает, что цены не будут расти по ряду других причин. После снижения ставки НДС рост цен на ряд товаров действительно замедлился, и если вы мне покажете товар, на который поднялась цена после снижения налогов, я скажу, что если бы ставка оставалась 20%, эти цены выросли бы еще больше.

Одним словом, НДС — сложный налог. Он заставляет много предприятий выходить из тени, поступления в бюджет увеличиваются. И это очень хорошо — это уже предпосылки для того, чтобы строить те же самые новые школы и детские сады, развивать общественный сектор, о котором мы много говорим. Но важно, конечно, правильно распределять эти бюджетные деньги.

«Тарифы на импорт зеркально отражаются на экспорте»

Ситуация с импортом весь 2019 год была достаточно либеральной. В начале года таможенные пошлины по многим позициям были снижены или вовсе сняты, акцизные ставки по подавляющему большинству товаров тоже снизились.

НДС в 20% на импорт оставался неизменным как в том году, так и в этом, а сейчас снизился до 15%, поэтому в целом можно назвать этот год относительно благополучным для импорта.

Также хочу сказать, что этот год был во многом рекордным и для экспорта. Есть так называемая симметрическая теорема, абсолютно математическая вещь — любые тарифы, которые государство вводит на импорт, зеркально отражаются как налог на экспорт.

Тут я все-таки очень большой сторонник того, чтобы торговля с внешним миром была как можно более свободной, это дает большие возможности для борьбы с инфляцией.

2020 год: оптимистичные сигналы и борьба с инфляцией

С 1 января вводятся новые пошлины на ряд импортных товаров. Это делается, в том числе, и для защиты местных предпринимателей.

Если при текущих ценах на импортные продукты товар местных производителей на рынке не продается или продается плохо, при новых ценах он будет продаваться дороже — или просто в больших количествах.

Насколько это оправданно? Тут есть несколько точек зрения, и я не могу сказать точно, так как сужу со своей колокольни. Может быть, те, кто принимает такие решения, обладают большей информацией и считают это оправданным.

Когда вырос НДС на плодоовощную продукцию, нам пришлось конкурировать с рынком, съедая маржу. Кто бы у нас стал покупать яблоки на 20% дороже только потому, что мы платим налоги?

Наши цены — это не наше желание заработать, это естественная реакция на спрос и предложение на рынке. Поэтому с повышением пошлины на импортные товары мы тоже будем следить за реакцией рынка на эти изменения и, в соответствии с этим, устанавливать свои цены.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Очень надеюсь, что 2020 год будет в целом позитивным. Вообще я считаю, что страна находится в моменте очень целенаправленного развития и усиленной работы, и хочется, чтобы этот темп и нацеленность на реформы оставались во всех сферах, а учреждения и органы государственной власти понимали общие цели и не пытались каждый дергать в свою сторону.

Большой оптимизм вселяет желание и политическая воля государства решительно бороться с инфляцией. Для нас, как для конечного звена распределения, которое представляет все, что произведено и привезено, важно, чтобы цены были стабильными. В ином случае страдают наши покупатели, а вслед за ними и мы теряем в продажах.

Еще одним оптимистичным сигналом лично для меня стало недавно проведенное президентом совещание, где обсуждался выход государства из многих секторов экономики.

Это открывает возможности для частного бизнеса, сократит монополизм на рынке, позволит увеличить конкуренцию, снизить цены и, в конце концов, приведет к снижению темпов инфляции. А это, как я уже говорил, одна из наших самых больших задач, и я рад, что правительство тоже начинает это понимать.

Что касается korzinka.uz, то мы открываем новые маркеты уже в декабре и будем продолжать это делать и в следующем году — и в столице, и в регионах.

Целью на следующий год можно назвать активное расширение: это уже не только наше желание — у нас теперь есть обязательства перед партнерами.