В 2019 году налоги и другие обязательные платежи сильно изменились. Налоговый комитет опубликовал ключевые изменения и дополнения в законодательство Узбекистана:
Упрощенная система налогообложения
Единый налоговый платеж
Концепцией предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога,
В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.
С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд сумов.
При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:
- юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
- товарищ (участник) — индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
- индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд сумов;
- семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
- некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд сумов.
В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.
С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4% и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами.
Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов:
Категории плательщиков | Ставки единого налогового платежа | ||
2018 год | 2019 год | Разница | |
Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка» | 5% | 4% | — 1% |
Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью | 30% | 5% | — 25% |
Предприятия общественного питания: | |||
в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек | 10% | 8% | — 2% |
других населенных пунктах | 10% | 6% | — 4% |
труднодоступных и горных районах | 10% | 4% | — 6% |
из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения | 8% | 75% от установленной ставки в зависимости от места расположения | — 2% |
Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек | 4% | 4% | Без изменений |
других населенных пунктах | 2% | 2% | Без изменений |
труднодоступных и горных районах | 1% | 1% | Без изменений |
независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа | 4% | 4% | Без изменений |
Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации) | 5% | 4% | — 1% |
Общеустановленная система налогообложения
Налог на прибыль юридических лиц
Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.
Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году снижены:
- для коммерческих банков — с 22 до 20%;
- для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) — с 14 до 12%.
Снижение ставок налога сократит налоговую нагрузку на его плательщиков и позволит направить высвобожденные средства на развитие предприятия и на инвестиции.
В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул — с 14 до 20%
Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50%) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль — 20%.
Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым.
Перечень же невычитаемых расходов — наоборот, был открытый. Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов закрытый, а вычитаемых — открытый.
Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:
- исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
- исключены ограничения по суточным расходам;
- исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
- все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
- из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
- исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.
Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов:
- взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
- исключены судебные издержки;
- к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов.
В перечень невычитаемых расходов добавлены:
- налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
- налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
- расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха
и т. д. ); - оказание помощи профсоюзным комитетам;
- затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).
В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:
- для зданий и строений — с 5 до 3%;
- для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта — с 8 до 4%.
Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.
С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5%. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.
Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10%. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными:
Плательщики | Ставки налога на прибыль юридических лиц | ||
2018 год | 2019 год | Разница | |
Юридические лица (за исключением, указанных ниже) | основная ставка 14%, коммерческие банки 22% | основная ставка 12%, коммерческие банки 20% | — 2% |
Юридические лица, осуществляющие производство цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул | 14% | 20% | унифицированы ставки |
Налог на сверхприбыль по отдельным видам продукции | 50% | ||
Юридические лица основным видом деятельности, которых является оказание услуг мобильной связи | |||
при рентабельности до 20 процентов | 14% | 20% | унифицированы ставки |
при рентабельности с выше 20 процентов | 50% |
Налог на добавленную стоимость
«Стандартный НДС»
По основным средствам, нематериальным активам и объектам незавершенного строительства, приобретенным после 1 января 2019 года сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету.
«Упрощенный НДС»
С 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд сум введен упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Порядок вводится для адаптации субъектов малого бизнеса к уплате НДС и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.
Кроме этого, порядок является переходной мерой, который вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.
Порядок исчисления и уплаты является добровольным,
Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).
При этом плательщики налога на добавленную стоимость в рамках упрощенного порядка должны в своих счетах-фактурах выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, в последующем, которая подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного налога на добавленную стоимость.
Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие. Например, для промышленников это 7%, торговли 6%, строительства 8%, а для общепита и гостиниц 10%:
Плательщики | Ставка «стандартного НДС» | ||
2018 год | 2019 год | Разница | |
Юридические лица всех отраслей экономики | 20% | 20% | Без изменений |
Плательщики | Ставки «упрощенного НДС» | ||
2018 год | 2019 год | Разница | |
Юридические лица всех отраслей экономики (за исключением предусмотренных ниже) | 7% | ||
Строительные организации | 8% | ||
Предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, а также оптово-розничную торговлю | 6% | ||
Предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства | 10% | ||
Юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги | 15% | ||
Юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства | 4% |
Новая льгота для плательщиков НДС
Статья 208 дополнена новой льготой по НДС, т.е с 2019 года сельскохозяйственная продукции собственного производства и производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемой Кабинетом Министров освобождается от налога на добавленную стоимость.
Налог на доходы физических лиц
В целях значительного снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и упрощения порядка исчисления сумм налога по налогу на доходы физических лиц — резидентов вместо действующей 4-ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка 12%.
Вместе с тем, сокращается перечень физических лиц, полностью освобожденных от налогообложения. Из перечня исключаются:
- военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, — по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);
- судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, — по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.
Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих налог на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, теперь является месяц.
Облагаемый доход | Ставки налога на доходы физических лиц | ||
2018 год | 2019 год | Разница | |
до однократного размера минимальной заработной платы | 0% | 12% | -10,5% |
от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы | 7,5% | ||
от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы | 16,5% | ||
от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше | 22,5% | ||
Налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан | 10% | 5% | — 5% |
Страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд
С 2019 года страховые взносы граждан, удерживаемые работодателем из их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд, отменяются.
Это снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и позволит работникам получать «на руки» больше, чем было после удержания взносов.
Вместе с этим, отдельные категории физических лиц, плативших страховые взносы граждан в особом порядке — в размере, кратном минимальной заработной плате, — будут уплачивать единый социальный платеж в тех же размерах. К ним относятся:
- индивидуальные предприниматели и их работники;
- члены семейного предприятия без образования юридического лица;
- члены дехканских хозяйств с образованием и без образования юридического лица;
- субъекты ремесленнической деятельности — члены ассоциации «Хунарманд»;
- ученики школ «Уста — шогирд».
Единый социальный платеж
С 2019 года из состава доходов, не облагаемых единым социальным платежом исключаются:
- денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, выплачиваемые в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей) военнослужащим Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, рядовому, сержантскому и офицерскому составу органов внутренних дел и сотрудникам ГТК;
- доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинские звания).
Установлены следующие ставки единого социального платежа:
- для бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) 50% и более; юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическим лицам с государственной долей 50% и более, и их структурные подразделения — 25%;
- для других плательщиков — 12%.
Снижение ставки единого социального платежа уменьшит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий и высвобожденные средства можно направить как на развитие предприятия, так и на оплату труда работников.
Плательщики | Ставки единого социального платежа | ||
2018 год | 2019 год | Разница | |
Бюджетные организации и государственные предприятия, юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурные подразделения | 25% | 25% | Без изменений |
Остальные плательщики | 15% | 12% | — 3% |
Новые формы налогового контроля
Налоговым органам предоставляется право в целях уточнения имеющихся в органах государственной налоговой службы информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, осуществлять, но не более одного раза в год осмотр и опрос. При выявлении расхождений производится последующая корректировка налогооблагаемой базы.
Порядок уточнения информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, определяется Кабинетом Министров.
Внесена новая статья, предусматривающая новую форму налогового контроля — тематическое экспресс-изучение.
Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на место по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот.
В статье отражены критерии для назначения тематического экспресс-изучения, его процедура проведения и возможность для налогоплательщика до окончания изучения самостоятельно устранить выявленные налоговые правонарушения.
Статья «Хронометраж наличной денежной выручки» претерпела изменения. Теперь статья называется «Хронометражное обследование» и налоговый орган будет проводить мониторинг не только поступление наличной денежной выручки, но и сам процесс производства и реализации товаров (работ, услуг).
Хронометражное обследование проводится непосредственно в местах реализации товаров (работ, услуг) и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При этом срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.
Органы государственной налоговой службы будут производить сопоставление данных о выручке, отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, с данными о выручке, полученными в ходе хронометража, с учетом особенностей деятельности налогоплательщика и сезонных факторов.
Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, будут выявляться признаки занижения выручки от реализации, органы государственной налоговой службы направят налогоплательщику требование о представлении уточненной налоговой отчетности.
Новые виды налоговых проверок
Изменения предусматривают пересмотр видов налоговых проверок, оснований и сроков их проведения. Теперь налоговые проверки подразделяются на два вида, это:
- проверки, проводимые по согласованию с уполномоченным органом;
- проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа.
Где уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства является прокуратура.
К проверкам, проводимым по согласованию с уполномоченным органом, относятся:
- проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика;
- проверка, проводимая на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемая органами государственной налоговой службы по итогам результатов риск-анализа.
К проверкам, проводимым в порядке уведомления уполномоченного органа, относятся:
- проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица и при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя — плательщика единого налогового платежа;
- проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции без соответствующих разрешений;
- проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой или не имеющей акцизной марки;
- проверка по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг);
- проверка деятельности физического лица, продолжающего осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение периода, в котором он официально приостановил свою деятельность.
Другие изменения
В статью 120 Налогового кодекса, вносятся изменения предусматривающие увеличение размеров пени, взимаемой за нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей.
Так размер пени с 0,033% повышается до 0,045%, а в случае, если начисление пени производится органами государственной налоговой службы по результатам налоговой проверки, — 0,06%.
Введен акцизный налог на услуги мобильной связи и акцизный налог на розничную реализацию бензина, дизельного топлива и газа взамен налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа.
В связи с упразднением Республиканского дорожного фонда в Налоговом кодексе переименовываются сборы в Республиканский дорожный фонд в автотранспортные сборы.
Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс создают необходимые правовые условия для реализации утвержденной Концепции бюджетно-налоговой политики на плановый 2019 год и прогнозные ориентиры на 2020−2021 годы, служат уточнению отдельных норм законодательства в целях однозначного их применения, а также урегулируют отдельные вопросы в области налогообложения.
Изменения не содержат норм ограничивающих деятельность субъектов предпринимательства, создающих препятствия для их деятельности, а содержат нормы, упорядочивающие отдельные виды налогообложения и взаимоотношения в налоговой сфере.