Текстильный бизнес — развитая в Узбекистане сфера, но назвать одежду и текстиль для дома предметами первой необходимости сложно.

Некоторые из предпринимателей, и до этого развивавших онлайн-торговлю, смогли приспособиться к новым условиям и сейчас эффективно используют сервисы доставки для поддержания торговли.

Многие из тех, кто сделал акцент на офлайн-продаже, были вынуждены распустить сотрудников и закрыть магазины, а некоторые категории текстильных товаров, такие как свадебные платья, стали и вовсе не нужны, как только были отменены массовые мероприятия.

Отмена обязательного лицензирования для производства медицинских масок и других средств индивидуальной защиты поспособствовала тому, что некоторые из предприятий смогли переквалифицироваться.

Однако проблемы на рынке труда в текстильной индустрии это не решило. 16 апреля министр занятости и трудовых обращений Нозим Хусанов направил открытое обращение к коалиции Cotton Campaign c просьбой о снятии бойкота на произведенный в стране хлопок. В обращении говорится, что текстильная промышленность является одним из ведущих секторов занятости населения.

Коалиция Cotton Campaign ответила на обращение, потребовав дополнительных гарантий защиты работников, подчеркнув необходимость дальнейшего мониторинга для определения сроков прекращения бойкота.

Таким образом, несмотря на пандемию, международные бренды и правозащитные организации пока не отменят своего решения по поводу узбекского хлопка.

Spot пообщался с несколькими предпринимателями и узнал, как они переживают кризис, с какими проблемами сталкиваются и как пытаются выжить в таких условиях.

«Проблемы начались еще в феврале»

Шерзод Бекназаров, руководитель крупного местного производства трикотажа YSK c 26 филиалами в Ташкенте отметил, что трудности в ведении бизнеса начались еще в феврале, когда прекращение импорта из Китая привело к тому, что производители текстиля из СНГ начали активно закупать полотно на местных фабриках.

Местные производители готовой одежды столкнулись с нехваткой полотна — если раньше фабрики просили предоплату в 50% и были готовы предоставить ткань через два−три месяца, то с началом эпидемии COVID-19 полотно стало уходить на экспорт производителям из соседних стран, а местному производству пришлось выплачивать 100% предоплату и вставать в очередь на его получение, тормозя производство готовой одежды.

Сейчас все 26 филиалов бренда пришлось закрыть после многочисленных уведомлений и проверок со стороны налоговой инспекции и правоохранительных органов — иначе производителю грозили бы штрафы.

Фабрику, где работало больше 50 человек, закрыли 24 марта.

По словам предпринимателя, сотрудники были в панике и боялись заразиться, к тому же, руководство не имело возможности организовать транспортировку швей на работу, так как большинство из них живет в Чиназе, а жители Ташкента также уже не могли доехать до работы на общественном транспорте.

Предполагая, что карантин продлится около двух недель, сотрудникам выдали аванс, но полностью с вопросом оплаты будут разбираться уже после возобновления работы. Однако если карантин продлится слишком долго, выплатить зарплаты полностью уже вряд ли получится.

«Пик продаж приходился на апрель-май, поэтому если карантин закончится в мае, то бизнес сможет восстановиться, если позже — то, скорее всего, сделать это будет уже очень сложно. Нужно будет готовиться к осеннему сезону, а все магазины будут завалены летней одеждой, которую мы не продали и, соответственно, не получили выручки. Если мы не подготовимся к осени, „коту под хвост пойдет“ и этот осенний сезон, и следующий зимний», — признался Бекназаров.

При этом 70% арендодателей сразу пошли бренду на уступки, заморозив оплату, а остальные либо отложили вопрос оплаты на потом, либо берут плату вне зависимости от того, работают ли магазины.

В отличие от некоторых других производителей, YSK не удалось наладить доставку — в условиях запрета на передвижение забрать более 1500 артикулов товаров со склада и из магазинов и организовать их доставку клиентам оказалось невозможным.

«Онлайн-бизнес продолжает процветать»

Основательница бренда по производству подушек ручной работы Pillow Talk Закия Далимова за месяц до карантина запустила новое направление по продаже спортивных костюмов и худи Walk`n`Talk.

При этом, новый бизнес в карантин не только не завял, но и активно развивается благодаря сделанной ставке на онлайн-продажи и интенсивному маркетингу в социальных сетях.

По ее словам, в производстве подушек у нее связаны руки, так как кончился материал для пошива основы.

Заказы все равно есть: несмотря на отмену массовых мероприятий, люди празднуют дни рождения в кругу семьи, и декоративные подушки являются ненавязчивым и недорогим подарком, позволяющим показать, что об имениннике не забыли.

Запущенное за месяц до карантина производство спортивных костюмов смогло выжить благодаря активности в соцсетях, акциям и возможности отправить заказ доставкой: изготовленные еще до конца марта 60 костюмов удалось полностью распродать:

«Себестоимость товара позволила нам предоставить скидки. Мы начали делать больше контента — снимали видео, делали посты, в том числе и на личных страницах с призывом поддержать бренд в это время. Наша целевая аудитория в этот период не перестает покупать — когда сидишь весь день дома, хочется порадовать себя обновкой», — говорит Закия Далимова.

Кроме того, компания запустила бесплатную доставку и сделала продукт более персонализированным, вкладывая в коробки с одеждой подписанные вручную открытки с пожеланиями пережить карантин в хорошем настроении.

По ее словам, вместо таргетированной рекламы во время запуска они решили воспользоваться рекламой у троих блогеров, которая в совокупности принесла им больше тысячи активных подписчиков из целевой аудитории, многие из которых сделали покупку.

«Онлайн-бизнес продолжает процветать даже в такой период, и в этом его преимущество», — заключила основательница Pillow Talk и Walk`n`Talk.

«Без работы могут остататься все»

Основательница свадебного салона «Навруз» Екатерина Строева столкнулась с проблемой с другой стороны — после введения запрета на проведение массовых мероприятий свадебные платья стали автоматически не востребованы.

Если раньше салон изготавливал до 150 платьев в месяц, то теперь, по словам Екатерины, отрасль полностью приостановила свою деятельность.

«Остается только ждать окончания карантина. Во многих странах бизнесу выплачивают хоть какую-то компенсацию, но нам на это рассчитывать не приходится», — сожалеет Екатерина.

Она отметила, что сейчас можно переориентироваться и начать шить медицинские костюмы, но там свои ГОСТы на материал и это требует достаточно много времени. Конечно, в первую очередь тяжело компаниям, которые платят аренду — многим из них будет тяжело вернуться в этот бизнес.

Все заказы салона перенеслись на неопределенный срок, но клиенты пока не отказываются. Сотрудники, работавшие сдельно, ушли в не оплачиваемый отпуск, а те, кто работал в штате, пока получают зарплату.

При этом предпринимательница уточняет: если в ближайшее время деятельность компании не возобновиться и не появятся деньги на счету, штатные сотрудники тоже могут остаться без работы.

Ранее Spot писал о том, как пандемия повлияла на туристический бизнес.