Как ранее писал Spot, министр занятости и трудовых отношений Нозим Хусанов написал открытое обращение к коалиции Cotton Campaign о снятии бойкота с узбекского хлопка

Сооснователь Cotton Campaign, бывший заместитель помощника госсекретаря США по демократии и правам человека Беннет Фриман ответил, что вопрос не в том, прекратить ли бойкот, а в том, когда и как это сделать.

В коалиции считают, что несмотря на очевидный прогресс Узбекистана, опасения вызывают отсутствие перемен в отношении свобод гражданского общества и случаи принудительного труда в 2019 году.

«Это привело к тому, что более 100 тыс. человек были вынуждены работать во время недавнего сбора, и что устаревшие системы продолжают создавать риски принудительного труда», — говорится в ответе коалиции.

Министр Нозим Хусанов в своем письме указывал, что в эти дни Узбекистан столкнулся с угрозой для экономики в связи с пандемией коронавируса, а снятие бойкота может удвоить общий объем экспорта производимого текстиля, что создаст столь необходимые рабочие места.

В Cotton Campaign ответили, что пандемия оказала разрушительное воздействие на текстильную отрасль во всем мире. Резкое сокращение заказов, увольнение сотрудников и разрыв в цепочках поставок стали еще одним барьером.

«Мы признаем прогресс Узбекистана на пути искоренения принудительного труда и воодушевлены им», — сказал Нейт Херман, старший вице-президент по политике в Американской ассоциации одежды и обуви.

Он подтвердил, что американские компании с нетерпением ждут отмены бойкота, поскольку рассматривают новые возможности в Узбекистане.

«Однако, учитывая политику нулевой терпимости брендов в отношении принудительного труда, законодательные требования по борьбе с рабством и выводы МОТ о том, что более 100 тыс. сборщиков хлопка работали в условиях принудительного труда в 2019 году, бренды нуждаются в дополнительных гарантиях. Несмотря на продолжающуюся глобальную пандемию, эти гарантии необходимы», — сказал Херман.

Сейчас Cotton Campaign совместно с брендами и другими заинтересованными сторонами разрабатывает прочную основу для мониторинга и устранения принудительного труда, расширения прав и возможностей работников и фермеров.

В основе этого подхода лежат обязательства по обеспечению надежной защиты трудовых прав, включая беспрепятственный мониторинг, а также антикоррупционные меры, которые соответствуют международным стандартам.

Несмотря на значительные меры по прекращению системного принудительного труда и проведение структурных реформ, еще требуется расширение прав и возможностей гражданского общества, включая регистрацию независимых НПО, и создание возможностей для самостоятельной организации работников.

Cotton Campaign призвала правительство Узбекистана дать возможность развитию свободного и активного гражданского общества, что будет способствовать прозрачности и подотчетности, и, в свою очередь, откроет путь ответственным инвестициям.

«Любая система, созданная для защиты рабочих и фермеров, будет эффективна только в том случае, если правительство Узбекистана выполнит свою роль не только в проведении реформ, но и в их реализации», — сказала Патриция Юревич, соучредитель Cotton Campaign и вице-президент Сети ответственных поставщиков.

По ее словам, это важно как для устранения принудительного труда, так и для создания этических цепочек поставок, которым доверяют бренды.

Представители Cotton Campaign и нескольких брендов планировали приехать в Узбекистан в конце марта, но этим планам помешала пандемия коронавируса.

Тем не менее, коалиция рассчитывает на продолжение конструктивного взаимодействия с правительством Узбекистана. Коалиция намерена поддержать завершение процесса реформ посредством конкретных шагов по привлечению ответственных инвестиций, которые принесут пользу рабочим, фермерам и гражданскому обществу Узбекистана.

На момент этой публикации в бойкоте узбекского хлопка участвуют 305 брендов. Подробнее о том, как появился бойкот и что он из себя представляет, можно почитать здесь.